Решение слить прославленную российскую Академию им. Жуковского с Военно-воздушной академией им. Гагарина на территории Монина было принято Министерством обороны еще в 2008 году. На перебазирование из Москвы в область отвели три года.
«Наверху, видимо, виднее — поставили задачу упростить схему, сократить расходы на содержание двух академий. Но все равно начинать-то надо было с другого — прежде всего построить жилье для профессорско-преподавательского состава на новом месте. Ведь недостойно уважаемых профессоров гонять на электричке по три часа в один конец. Никакой инфраструктуры построено так и не было, а в помещения, что были в Монино, вместить еще одну целую академию просто не смогли. Да и как перевезти учебно-лабораторную и исследовательскую базу Академии Жуковского, которая создавалась 90 (!) лет? Это нереально», прокомментировал ситуацию генерал-майор авиации, летчик-космонавт СССР, членом Общественной палаты Алексеем Леонов.
Затем в июле 2011 года, когда слияние академий подходило к концу, Минобороны издал новый приказ - передать «подготовку обучающихся из Военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина (г. Москва, пос. Монино, Щелковский район Московской области) в ВАИУ — Военный авиационный инженерный институт в Воронеже».
Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава ВУНЦ ВВС ВВА (такой сложной аббревиатурой успел обзавестись к тому времени скрещенный «организм») отказалось переезжать в Воронеж.
По данным Леонова, более полутора тысяч человек в Монине были уволены, а из Академии Жуковского в Воронеж выехало всего 17 преподавателей — в основном молодые люди без жилья.
«Когда в прошлом году мне как члену Общественной палаты принесли документы, в которых говорилось о ликвидации Академии воздушно-космической обороны им. Жукова, я сказал, что эти документы не мне должны были прийти, а в Генеральную прокуратуру. Это была наша единственная Академия ВКО», уточнил космонавт.
В то же время США, по его словам, нет ни одного городка с населением в тысячу человек, чтобы тот не имел аэродрома или аэроклуба. Благодаря этому в Америке всегда есть большой запас летчиков-резервистов (примерно 750 тысяч человек). При такой системе подготовки американцам требуется неделя, чтобы резервист перешел на боевой вертолет или самолет.
«Но, несмотря на наличие такой системы, такого числа летчиков, в Америке никто не думает о ликвидации своих академий — Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс, Военно-морской академии в Аннаполисе, Военной академии в Вест-Пойнте», уточнил Леонов.
В Госдуме, по словам космонавта, тем временем на полном серьезе обсуждается вопрос о найме зарубежных летчиков. Ежегодно требуется большое количество пилотов на самолеты Airbus A320, Airbus A330 и «Суперджет». Одному «Аэрофлоту» ежегодно требуется 200–250 пилотов.
«И мы, словно в каком-нибудь африканском государстве, должны нанимать их в других странах? Так мы и до космонавтов-гастарбайтеров дойдем. Зачем?!» - удивляется космонавт.