Арифин Семан, представитель компании Kartika, собиравшейся купить самолеты, но отказавшейся от этого решения после катастрофы, заявил: «Трагедия могла быть связана с двигателем, системой управления или же системой навигации. Пока что мы заняли выжидательную позицию», — цитируют слова Семана "Ведомости" (№ 64, от 11 мая) со ссылкой на индонезийские СМИ.
Как рассказали "Коммерсанту" коллеги погибших пилотов, в демонстрационном полете Superjet над западной частью острова Ява пассажирам показывали не только технические возможности машины, но и природные достопримечательности острова. Однако из-за погодных условий программу пришлось сократить, ограничившись осмотром верхушек гор.
Это был второй полет по тому же маршруту, но с другими пассажирами. Экипаж SSJ-100 начал энергичное снижение с правым разворотом, машина ушла в слой облачности, а еще через несколько секунд связь с летчиками оборвалась.
"Все российские эксперты, как объяснил источник газеты, пытаются выяснить, почему опытнейший командир принял "нелогичное" решение о снижении с безопасного эшелона, прекрасно понимая, что в этом случае ему придется маневрировать в облаках между горными вершинами, высота которых достигает 2,5 км".
Машина, шедшая на скорости около 400 км/ч, врезалась в почти отвесный склон горы Салак и развалилась на фрагменты. Удар был такой силы, что, видимо, разрушился даже установленный на борту SSJ-100 аварийный радиомаяк АРМ-406.
Предположение о том, что командира могли уговорить снизиться авторитетные пассажиры из числа возможных покупателей самолета, эксперты отвергают. "Яблонцев был довольно жестким человеком и умел сказать "нет",— говорят его коллеги.— А кроме того, у пассажиров просто не могло быть интереса в снижении — в облаках все равно ничего не было видно".
Кроме того, предполагается, что автоматика, реагируя на опасности по курсу, заблаговременно подавала летчикам звуковые и световые сигналы. Почему их не услышали Александр Яблонцев и его коллеги, опять же остается загадкой, отмечает газета.