По словам Романа Тимофеева, стратегия – составная часть системы управления интеллектуальной собственностью, которая появилась в РЖД одной из первых в стране. Она определяет порядок участия и роль всех подразделений и научных институтов в формировании единого инновационного комплекса, условия эффективного распоряжения исключительными правами компании.
В реализации стратегии предусмотрены два этапа. На первом (2010–2015 годы) необходимо обеспечить создание в ОАО «РЖД» конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и её правовую охрану и защиту. Будут развиваться информационное обеспечение и патентное сопровождение создания новых технических средств. Предстоит вести строгую инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности в подразделениях ОАО «РЖД», выявить имеющиеся ресурсы. Затем нужно будет наладить систему коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности. Для этого предполагается сформировать соответствующий экономический механизм.
На втором этапе (2016–2030 годы) получат дальнейшее развитие инновационные процессы на основе ускоренного внедрения наукоёмких высокотехнологичных и ресурсосберегающих разработок.
Комментируя новый документ, проректор по научной работе РГУПСа Александр Гуда сказал, что вузы в рамках стратегии продолжат работу по правовой охране идей своих учёных, хотя это требует довольно значительных финансовых вложений. Однако университетам разрешено создавать малые предприятия для коммерческого использования именно интеллектуальной собственности, что позволит им зарабатывать деньги. Например, в Ростовском университете путей сообщения уже в феврале завершат создание проекта будущего технопарка, где будут размещены подобные научно-внедренческие центры.
В Петербургском университете путей сообщения, по словам проректора Валерия Сапожникова, ежегодно поддерживают около 150 патентов, однако отдача от них пока незначительная. Учёные надеются, что новая стратегия компании в этой сфере позволит повысить экономический результат использования интеллектуальной собственности.
Вице-президент Гильдии экспедиторов Алевтина Кириллова отметила, что принятие документа – логичный шаг в развитии компании, поскольку он придаст новый импульс инновационным процессам в отрасли.