По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в первом полугодии 2009 падение мирового объема пассажирских
авиаперевозок составило почти 8%. Однако в июле авиакомпании в мире сократили
перевозку пассажиров уже всего на 3% по сравнению с показателями аналогичного
периода прошлого года.
Между тем, российские авиакомпании в перовом полугодии
снизили перевозку на 18%, а в июле падение составило почти 11%.
В июле улучшение ситуации с пассажирскими авиаперевозками наблюдалось во всех
регионах мира. В Азиатско-Тихоокеанском регионе в июле падение составило 7,6% по
сравнению с 14,5% в июне. В Европе и Северной Америке показатели оказались на
уровне 3,1% и 3,2% соответственно.
При этом, если авиакомпании США в июле 2009 года перевезли 68,1 млн пассажиров,
что на 3,4% ниже аналогичных показателей прошлого года, то российские – всего 5,2
млн человек (снижение на 10,8%).
Лидером среди американских авиакомпаний по итогам 7 месяцев 2009 года по
перевозкам стала Southwest, которая перевезла почти 60 млн пассажиров. За это же
время "Аэрофлот", который является лидером среди российских авиакомпаний, перевез
всего 4,7 млн человек.
Таким образом, Россия все еще занимает весьма скромное место на
мировом рынке авиаперевозок. По данным IATA за 2008 год, на долю нашей страны и
СНГ приходится всего 2,4% мирового рынка. При этом, в советское время объем
пассажиропотока составлял более 100 млн человек в год.
По оценкам экспертов, сегодня летает только около 5% наших сограждан, которые и
определяют экономическое благополучие отрасли. Остальные россияне либо
предпочитают другие виды транспорта, либо просто сидят дома.
Эксперты неоднократно отмечали, что рынок авиаперевозки в России, особенно
внутренней, сдерживают отсутствие современной техники, хабов вдоль основных
трансевразийских маршрутов, высокие тарифы и низкая конкуренция среди
перевозчиков. К примеру, слетать из Москвы во Владивосток в некоторых ситуациях
стоит дороже, чем из Москвы в Нью-Йорк.
Да и бюджетных перевозчиков, которые предлагали бы полеты из России в Европу по низким ценам на российском рынке еще нет. Germanwings, Air Berlin, Niki и некоторые другие лоу-кост авиакомпании, присутствующие на нашем рынке, предлагают тарифы, немного только дешевле, чем например у "Аэрофлота". По России в настоящий момент выполняют полеты всего две бюджетные компании – "Скай Экспресс" и "Авианова".
Помимо высоких тарифов на билеты, нужно также отметить низкую
платежеспособность большинства россиян (по разным оценкам около 90% россиян не
имеют возможности летать по материальному положению). Кроме того, многие граждане нашей страны просто не желают путешествовать даже по России.
Все это приводит к печальной статистике по авиационным перевозкам, по сравнению с
ведущими странами. Как уже сообщалось выше, за 6 месяцев этого года российские
авиаперевозчики перевезли 18,7 млн пассажиров, в то время как одна только немецкая
Lufthansa, которая вовсе не является единственной в Германии авиакомпанией, - 26,7
млн человек.
Вообще, структура выездного потока в России очень отличается от мировых
показателей. В мире она выглядит следующим образом: 15% - бизнес и
профессиональные поездки, 27% - друзья и родственники, более 50% - туризм. В
России: 73% - друзья и родственники, отдых – всего 10%.{/xtypo_quote}
Из этих показателей следует, что увеличить российскую авиационную статистику
можно, в том числе, с помощью развития туристической отрасли страны. К примеру,
только один Париж ежегодно посещают около 20 млн иностранных туристов, всю
Францию – около 80 млн человек, а на Россию, которая обладает богатой историей,
культурой, памятниками архитектуры и уникальными природными объектами,
приходится в год всего чуть более 2 млн иностранных туристов из почти 24 млн
зарубежных прибытий в нашу страну. Правда, из этих 24 млн – большинство – это
граждане стран СНГ, которые приезжают к нам на работу и к родственникам, причем, в
большинстве случаев не воздушным путем. А между тем, Россия занимает пятое место
из 133 стран по числу природных объектов, а по культурным – девятое.
Еще один важный пункт роста авиационных перевозок – это транзитные пассажиры."Транзитные возможности у России - колоссальные, - считает заместитель министра
транспорта Валерий Окулов. - Мы можем конкурировать на Западе с аэропортами
Хельсинки, Франкфурта, Мюнхена, Вены, а также создавать северные и
дальневосточные ворота, конкурируя с Шанхаем и Сеулом".
По его мнению, на территории России в условиях усиливающейся конкуренции
глобальных авиатранспортных систем необходимо развивать два крупных транзитных
аэропорта - в Москве и на Дальнем Востоке.
К примеру, доля транзитного потока через лондонский аэропорт"Хитроу" ежегодно составляет более 30%, а через аэропорт Франкфурта-на-Майне –
половина от всех пассажиров.
Однако для того, чтобы хотя бы один российский аэропорт стал мощным мировым хабом,
нужно много моментов. Мировая практика показала, что создание хабов - наиболее
эффективный способ формирования широкой маршрутной сети, высокой частоты
сообщения при минимальных издержках и рисках недозагрузки.
В настоящее время 2/3 всех внутрироссийских авиаперевозок осуществляются через
Москву. Эта цифра отражает тот очевидный факт, что Москва как была, так и остается
самым крупным в стране пересадочным авиаузлом в сети внутренних авиаперевозок. В
1990 г. через нее проходило 50% всех авиапассажиров страны, сейчас - 70%, при
меньшем, чем тогда, их количестве.
Андрей Щетинин