Киргизия и Таджикистан бедные страны, а потому любое сотрудничество с серьезным объединением это шанс хоть как то спасти свою экономику и пристроить трудовых граждан. Если бы их поманили в ЕС, то они бы стремились туда. Но в отличие от Украины, азиатским странам рассчитывать на это вряд ли придется когда-либо. В Азии же подобных «союзов» нет.
А вот Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан страны не бедные (природными ресурсами). А потому руководство республик может не учитывать ни мнения своих граждан, ни глобальные интересы своих экономик. Впрочем, несмотря на запасы нефти и газа, сказать, что хоть кто-то из них сумел построить сильное экономическое государство нельзя.
Как отмечает узбекский журналист Сергей Ежков, если Туркменистан в силу действительно колоссальных запасов газа, может себе иногда позволить пренебречь благожелательным отношением к нему Кремля, то Узбекистан находится в несколько ином положении. Хотя бы потому, что добыча того же газа здесь за последние восемь лет сократилась более чем вдвое. К тому же, население Узбекистана сегодня вплотную приблизилось к отметке в 30 миллионов, и каждый народившийся на свет, в перспективе будет нуждаться в работе, найти которую проще за пределами родной страны. То есть, уверены эксперты, Узбекистан значительно более Туркменистана нуждается в глубокой экономической интеграции с соседями по бывшему СССР. Но вряд ли в этом нуждается узбекский президент Каримов.