- Валерий Васильевич, почему в своем выступлении на столь авторитетном форуме Вы сделали акценты именно на Концепции?
- Данный документ определяет решение значительного по масштабам и времени комплекса задач. Основными из которых станут: развитие сотрудничества между ФТС России и таможенными администрациями иных государств в сфере применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли; совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля; развитие транс-портно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах. Одним из основных направлений деятельности таможенной службы при реализации Концепции станет создание таможенно- логистических терминалов,своего рода «второго рубежа» обеспечения экономической безопасности страны.
Потребуется создать сеть таких предприятий, расположенных вдоль границы и стоящих рядом с многосторонними автомобильными и морскими пунктами пропуска. Эти терминалы, предназначенные как для экспортных, так и для импортных товаров, будут перехватывать транспортные потоки, в них предполагается проводить основное таможенное оформление. При таможенном оформлении грузов планируется использовать Интернет для обеспечения их электронного декларирования и внедрять в процессы таможенного оформления процедуру предварительного информирования таможенных органов о перемещении товаров. Необходимо отметить, что, исходя из мирового опыта, внедрение системы представления перевозчиками предварительной информации остается наиболее актуальным и приоритетным направлением таможенной политики и, следовательно, работы таможенных органов.
Подтверждением верного направления реализации Концепции уже стало обращение госсекретариата внешней торговли при премьер-министре Турецкой Республики о создании и совместной эксплуатации на территории Краснодарского края и Ростовской области центров логистики, способных отвечать потребностям России, Турции и третьих стран и имеющих техническую возможность получать предварительную информацию о грузе на максимально ранней стадии. Турецкой стороной в адрес России уже направлен проект Меморандума по указанному сотрудничеству, а таможенной службой России проводится предварительная работа по подбору предполагаемых мест создания указанных центров.
- Какие проблемы существуют сегодня с хранением товаров в портах и как они решаются?
- В Краснодарском крае сосредоточе ны крупные морские порты Юга России. В этой связи обостряется проблема хра нения товаров в портах. Сегодня здесь разрешено осуществлять только техно логическое хранение грузов и не пре дусмотрено хранение товаров во время их декларирования. Морские порты на ходятся, как правило, в черте города и не имеют возможности для дальнейше го увеличения своих площадей. В целях снижения затоваренности портов и уве личения их грузооборота необходимо продолжить работу по развитию инсти тута «сухих портов» и переносу в них основного таможенного оформления.
При этом обязательным условием для создания «сухого» порта будет учреждение склада временного хранения оператором морского терминала (стивидорной компанией). Товары, прибывающие на таможенную территорию морским транспортом, планируется перемещать из зоны таможенного контроля пункта пропуска на территорию «сухого» порта с применением процедуры внутреннего таможенного транзита в упрощенном порядке, под таможенным наблюдением, в том числе с применением технических средств таможенного контроля - навигационного оборудования. Подобный эксперимент в настоящее время проводится на базе Санкт-Петербургского морского торгового порта. При этом в качестве транзитной декларации планируется использовать товаросопроводительные документы (коносамент, товаротранспортную накладную).
- Чего Вы ждете от создания «сухих» портов для внешнеэкономи ческой деятельности в ЮФО?
- Создание «сухих» портов - шаг в развитии транспортной инфраструктуры на юге России. В перспективе строительство в регионе деятельности Южного управления таких портов позволит, с одной стороны, сократить время нахождения товаров в зонах таможенного контроля, например, таких портов, как Новороссийск, Кавказ и Ейск, с другой стороны, облегчит и ускорит проведение таможенных формальностей.
Вопрос создания «сухих портов» особенно актуален в условиях восстановления паромного сообщения России со странами Черноморского бассейна. Уже сегодня в морском порту Кавказ действуют грузопассажирская паромная линия на Крым (Украина) и грузовые железнодорожные паромные линии на Армению (через Поти) и Болгарию (на Варну). Готовится к подписанию соглашение о создании паромных линий на Турцию в города Стамбул, Зонгулдак и Самсун.
Министерством транспорта России подтверждены намерения о восстановлении существовавших ранее и создании новых паромных линий из портов Тамань, Кавказ, Новороссийск и Сочи с образованием так называемого «Черноморского транспортного кольца». Развитие паромного сообщения в Черноморском бассейне определено Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. Это позволит поднять транспортную составляющую внешнеэкономической деятельности на современный уровень и избежать перевозчикам лишних погранично-таможенных формальностей при пересечении третьих стран транзита.
Создание логистических цент- ров и терминалов позволит привлечь транспортные компании третьих стран, не входящих в черноморскую зону, для решения вопросов сокращения себестоимости доставки грузов. И, что немаловажно в современных экономических условиях, - создать новые рабочие места для населения приморских городов и поселков, живущих в настоящее время только за счет курортного сезона.
Татьяна БУРМИСТРОВА, Елена КУХАРЕНКО