Участники совещания рассмотрели следующие вопросы: роль транспортных систем в посткризисном экономическом росте; законодательство и практика гармонизации прямого и смешанного сообщения: проблемы стыковки железных дорог и портов; геоэкономические аспекты развития международных транспортных коридоров, взаимодействие «1520 – 1435»; «Пространство 1520» и международные товарные рынки.
В докладе старшего вице-президента, председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Б.Лапидуса прозвучало, что в условиях глобализации мировой экономики транспортные и, прежде всего, железнодорожные сети становятся активными участниками международной системы разделения труда. Транспорт является не только важнейшим компонентом продуктивной инфраструктуры, самостоятельной отраслью экономики страны и мирового хозяйства в целом, но и инструментом государственной политики, в том числе её геополитических стратегий.
Именно надежная и эффективная работа транспортного комплекса позволяет обеспечивать территориальное и экономическое единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и освоение природных богатств.
Директор института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, академик Российской академии естественных наук Юрий Громыко проблемой геоэкономики «пространства 1520» назвал неопределенность в вопросе, какое место займёт Россия в формировании Трансевразийского коридора, в создании которого также заинтересован и Китай.
Вопрос, по его мнению, состоит в том, будут ли создаваться и действовать три Евразийских коридора: транссибирский, Российско-трансказахстанский, иранско-турецко-трансказахстанский, один - иранско-турецко-трансказахстанский, или вообще ни одного.
Россия, считает Ю.Громыко, заинтересована в том, чтобы стали работать все три коридора. Опасения о том, что запуск уже хотя бы российско-трансказахстанского транспортного коридора выведет из поля действия Транссиб, сделает его убыточным, правомерны лишь при восприятии Транссиба как завершённой неизменной геоэкономической конструкции. С его точки зрения, Транссиб ждёт совершенно новая большая судьба при строительстве моста (или тоннеля) с Сахалина на материк и строительства небольшого участка, соединяющего этот мост с Транссибом.
В этом случае Россия осуществляет эффектный геоэкономический ход-предложение Японии построить систему транспортного сообщения между Сахалином и Хоккайдо. Таким образом, Россия предъявляет возможность подтянуть японский товаропоток в Россию и Европу через свою транспортную артерию. Если ещё учесть, что соединение Сахалина с материком позволяет увидеть будущее транспортное кольцо вокруг японского моря, соединяющее две Кореи, Корею и Японию тоннелем, Японию с Россией через Сахалин, то очевидно и возможное предложения для будущего саммита АТЭС во Владивостоке.