Ценники на бензоколонках нефтяники начинают переписывать в сторону увеличения ни с того ни с сего и, как правило, все сразу. Правительство всякий раз оказывается застигнуто врасплох. На самом деле чиновники просто не знают, сколько стоит топливо, пока оптовая партия не дойдет до автозаправки.
Бензином и нефтепродуктами торгуют спекулянты («трейдеры»), и о своих сделках они никому не рассказывают. В их «кухню» вхожи лишь так называемые ценовые агентства. Они получают данные о рынке «по дружбе», но это-то и плохо: в отчетах могут фигурировать не подлинные цифры, а те, которые выгодно показать спекулянтам. Если учесть, что правительство опирается в своих расчетах именно на агентства, становится понятно, что чиновники по сути слепы.
Теперь, согласно распоряжению премьер-министра Владимира Путина, монополисты (с долей рынка больше 35%) обязаны сообщать о сделках на товарные биржи. Их в России две — Санкт-Петербургская товарно-сырьевая и Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса. Анализировать данные будет Биржевой комитет, его еще предстоит создать.
— Подобный механизм давно работает на фондовом рынке, — рассказывает вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко. — Это позволяет раскрывать «темную ликвидность» — ту, что не видна по собственно биржевым торгам. Для сырьевого рынка, априори менее прозрачного, чем фондовый, это еще актуальнее.
— Биржи в чистом виде не оправдали себя в качестве ценового индикатора, ведь их учреждают нефтяные компании, они же там и торгуют, да и биржевые сделки — лишь вершина айсберга, — поясняет Павел Строков из центра «Кортес». — И вот теперь решили явить миру весь айсберг, это очень важный шаг. Теперь у правительства появляется по крайней мере возможность задавать правильные вопросы.
От контроля не скроются даже государственные структуры. Например, если Росрезерв решит поддержать топливом аграриев, ему тоже придется выбрать биржу и показать, по какой цене случилась закупка, добавляет Строков.
— Решение готовилось давно, но после совещания у Путина по ценам на топливо процесс резко ускорился, бумагу подготовили за несколько дней, — говорит источник, знакомый с ситуацией.
На подходе — еще два ключевых решения, заявил «Известиям» источник в ФАС.
— Это свод требований к биржевым торгам, который позволит сформировать рыночную цену даже в условиях монопольного рынка, — говорит собеседник. — И запрет повышать внутренние цены выше мировых (рассчитанных с учетом пошлин и затрат на перевозки). Это пока еще не подлинно рыночные способы регулирования. Оптимально было бы сдерживать цены через конкуренцию, но путь к этому долгий.