“Переориентация логистических путей с Европы на Восток вполне предсказуема. Изменения затрагивают железнодорожные проекты, портовое и дорожное строительство. Реализация некоторых крупных инфраструктурных проектов сейчас под вопросом — тормозится или останавливается. Однако потребность в них не уменьшится”, - прокомментировал тренд Максим Лыков, один из подрядчиков по предоставлению спецтехники на строительстве многих участков трассы М-12.
Все эти позитивные для отрасли изменения идут на фоне поиска антикризисных сценариев развития отрасли. Согласно подсчетам Росавтодора, общая потребность в дорожно–строительной технике и оборудовании в России на 2023 год составляет 14 тыс. единиц, из которых техника российского производства составляет 60%. На сегодняшний день свою деятельность на рынке дорожного машиностроения России ведут более 50 предприятий, из них экскаваторы колесные и гусеничные выпускают два завода (общая мощность – 760 единиц в год); экскаваторы–погрузчики – три завода (в текущем году готовы выдать на рынок порядка 900 единиц); бульдозеры – четыре завода (модели от 17 до 70 тонн, порядка 1 тыс. единиц в год); погрузчики фронтальные – 10 заводов (суммарный объем – 2,3 тыс. штук); грейдеры – пять заводов (800 штук, что составляет 90% рынка); автокраны – пять заводов (3,3 тыс. штук); автоукладчики – один завод (на 2023 год – 55 штук); дорожные катки – два завода; АБЗ производят семь заводов (55 штук); совсем не производятся в России дорожные фрезы, перегружатели асфальта, бетоноукладчики и ресайклеры.
На сегодняшний день строительство дорог сильно зависит от импортной дорожно- строительной техники.
Если выпуск аналогов не будет налажен и не будут устранены бюрократические сложности с параллельным импортом, с учетом проблем с ремонтом и обслуживанием скоро дорожники рискуют остаться без необходимой техники. В ближайшие пять лет потребность в дорожно-строительной технике составит более 38 000 штук, причем более 15 200 в структуре спроса будут машины импортного производства (данные “РосдорНИИ” на декабрь 2022 года).