По оценке Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на российском рынке достигает 30%, а летом - все 50%. Под суррогатным понимают топливо, изготовленное с нарушением правил производства.
Согласно европейским стандартам российское топливо можно назвать совершенно некачественным, что подтвердил рейтинг 2009 года Международного центра качества топлива, где Россия заняла только 84-е место из 100, тогда как даже Украина получила 48-е.
Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) попытались узнать у россиян, насколько, с их точки зрения, важна проблема незаконного производства топлива в нашей стране.
Большинство россиян (70%) признают важность проблемы незаконного производства некачественного бензина и дизельного топлива: 44% полагают, что этот вопрос требует незамедлительного решения, а 26%, хотя и признают его значимость, советуют властям сосредоточиться на других задачах. В меньшинстве - те, кто вообще не видит в этом реальной проблемы для России (8%).
Проблема нелегального производства некачественного бензина является первоочередной для нашего государства, главным образом, с точки зрения волжан и дальневосточников (59 и 54% соответственно), а также жителей крупных, малых городов и сел (по 47%). В наименьшей степени это мнение характерно для жителей Центрального округа и Урала (31 и 36% соответственно), а также москвичей и петербуржцев (30%).
В течение последних трех лет большинство российских автовладельцев сталкивались с низким качеством бензина и дизельного топлива (59%): 20% - постоянно, 39% - несколько раз. Чаще всего это уральцы (76%) и дальневосточники (72%), а также жители столиц (62%), крупных городов и сел (65 и 63% соответственно). Значительно реже сообщают об этом жители Центрального округа (51%), а также респонденты, проживающие в средних городах (58%). Лишь каждый пятый автовладелец никогда не сталкивался с проблемой низкокачественного топлива (20%).
41% наших сограждан склонны думать, что разница в качестве бензина, вырабатываемого крупными компаниями и мини-заводами, существует, и в этом вопросе отдают приоритет именно топливу, производимому крупными нефтяными компаниями (36%). В первую очередь, так считают уральцы (50%) и жители крупных городов (41%). Лишь 13% полагают, что никаких различий нет - это мнение характерно, главным образом, для жителей Центрального округа (19%), москвичей и петербуржцев (21%). Впрочем, значительная часть респондентов (46%) затруднилась с ответом на этот вопрос.
С точки зрения относительного большинства россиян, производство топлива в России - дело крупных нефтеперерабатывающих компаний (37%). В первую очередь, так думают уральцы и сибиряки (49 и 45% соответственно), а также жители крупных городов (43%). Каждый пятый выступает за то, чтобы бензин производили и компании-гиганты, и мини-заводы (19%) - главным образом это жители малых городов (23%). В меньшинстве - те, кто отдает приоритет производства топлива мини-заводам (5%).
43% россиян признают необходимость государственной поддержки компаний-производителей бензина и дизельного топлива, причем в большинстве случаев респонденты выступают за помощь крупным нефтеперерабатывающим заводам (27%). 12% полагают, что поддерживать следует все нефтеперерабатывающие компании, независимо от их размера и лишь 4% предлагают оказывать помощь исключительно мини-заводам. Впрочем, с точки зрения 24% россиян государство вообще не должно поддерживать предприятия, производящие топливо.
За государственную поддержку исключительно крупных нефтеперерабатывающих заводов выступает большинство уральцев и сибиряков (45 и 35% соответственно). Им оппонируют волжане и дальневосточники - в этих округах респонденты склонны считать, что государство вообще не должно поддерживать производителей топлива (35 и 34% соответственно).
Проблема мини-заводов по переработке нефти была затронута 12 февраля на совещании по энергетике в Омске президентом РФ Дмитрием Медведевым, который поручил ведомствам подготовить доклад о владельцах мини-НПЗ.
Глава государства подчеркнул, что, несмотря на имеющиеся у крупных нефтяных компаний проблемы, они выполняют законодательство РФ в части обеспечения качества переработки. "Большие компании, которые здесь представлены, при том, что у вас у всех тоже хватает недостатков, закон соблюдают. Почему мини-НПЗ его не соблюдают. Эксклюзив у них какой-то возник? Берется небольшой проект, приходят люди из других отраслей, которые создают себе вот этот самовар", - отметил Медведев.
Большую озабоченность у российского президента вызвал вопрос, куда уходят деньги, которые "оседают" в карманах владельцев мини-НПЗ. "Я не знаю, куда эти деньги идут, а может на поддержку терроризма! Разберитесь! Доложите мне, кто там начальники и хозяева", - потребовал он.
Стоит отметить, что в Москве в "черный список" АЗС, который составляют столичные власти, входят 42 автозаправочные станции. Всего же начиная с 2008 года департамент природопользования и охраны окружающей среды вынес 46 постановлений о назначении административного наказания в отношении недобросовестных торговцев бензином на общую сумму 26 млн 200 тыс. рублей.