Год назад эта тема уже обсуждалась в Общественной палате РФ в аспекте значения для сельскохозяйственной отрасли. Эксперты пришли к единому выводу, что увеличение тарифов на логистику для большегрузов — это прямое влияние на конечную цену сельхозпродукции на прилавках.
«Минэкономразвития тогда тоже не увидело должного обоснования от Минтранса и Росавтодора ставки в 3 рубля за км, и была установлена льготная ставка в полтора рубля. Сегодня Росавтодор заявляет, что у них есть расчеты для обоснования, и нас интересует публичность этих данных: пока их никто не видел», — отмечает председатель Комиссии ОП РФ Евгения Уваркина.
Внедрение системы «Платон» преследовало три цели: фискальную, социальную и регуляторную. И если с фискальной все понятно, то к социальной и регуляторной есть вопросы, отмечает член ОП РФ.
«Принцип „кто едет, тот и платит“ понятен, но увеличение тарифа для автотранспорта — это увеличение конечной цены продукта для потребителя, а это скорее антисоциально. Регуляторная цель подразумевает облегчение нагрузки для автомобильных дорог, перераспределив ее на ЖД и водный транспорт. Однако цены на железнодорожные перевозки также выросли, инфраструктура не готова — как и на водном транспорте», — пояснила Евгения Уваркина.
Член ОП РФ задается вопросом об эффективности системы «Платон». В ней зарегистрированы лишь 770 тысяч машин вместо ожидаемых 2 миллионов, а система контроля оплаты тарифов и штрафов не работает: «Так, может, стоит обратить внимание не на увеличение ставки, а на то, чтобы все грузовые машины зарегистрировались и имели возможность честно платить по своей льготной ставке?»
Евгения Уваркина пригласила на слушания министра транспорта Максима Соколова, в мероприятии также примут участие представители Росавтодора, других профильных федеральных министерств и ведомств, эксперты, общественники.