Доехать сегодня, скажем, до Питера по воде не удастся. Надо ждать весны, когда откроется навигация. Нынешняя (по непонятным причинам) завершена на два месяца раньше, потому что единственному и старому доброму парому "Георг Отс" надо было до ледостава добраться сначала в Санкт-Петербург, потом в Мурманск, а затем - навсегда! - во Владивосток. Там он будет обслуживать короткие маршруты, а в 2012 году повозит участников Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Проще говоря, нет теперь морского маршрута Балтийск - Усть-Луга.
Точнее, он остается, но ездить не на чем.
А ведь как все замечательно начиналось в декабре 2002 года, какие светлые "рисовались" перспективы. Сел на паром, раз - и на большой земле. Возникала реальная альтернатива литовской и белорусской сухопутным маршрутам. То, что случилось в конце августа, с уходом старого парома, как ни крути, - возврат назад, к неудобствам пассажиров. Это один из тех самых досадных ошибок, допущенных федеральными властями и руководством региона. Открыли маршрут, "запрягли "Георга Отса" и успокоились, полагая, что все остальное образуется само собой. Нет, поначалу "новинка" понравилась всем. Никакой тебе мороки с загранпаспортами и визами. Взял билетик и - бегом на паром. Однако высокой интенсивности поток морских пассажиров не достигал. Около дюжины тысяч людей за навигацию. В то же время, аэропорт Храброво за год "прокручивал" около миллиона пассажиров. На паром звали, предлагая "кубрик" "всего" за семь тысяч рублей, а на самолет люди сами шли и идут косяком, так как билетик дешевле и транспорт быстрее. А, может быть, кому-то из лоббистов аэропорта было интересно "пустить паром ко дну" прямо на первых порах? Кому нужен конкурент? Так оно и случилось и как бы само собой. Абсолютными монополистами по перевозке народа были и остаются авиаторы.
Но идея возрождения паромно-пассажирского маршрута не угасла. Даже, несмотря на то, что нечто неладное творится в регионе и с грузовыми паромными операциями. Паром "Балтийск" в самый пик навигации около месяца был "на привязи", поскольку чиновникам вздумалось сменить оператора, ответственного за перевозки. Открытым остается вопрос и на счет того, когда "Росморпорт", в чьем ведении паромсообщения, подберет организацию, обслуживающую Калининград и судно.
Кстати, такое плавсредство, которому не страшен лед Балтики и особенно Финского залива. Речь здесь о круглогодичных рейсах, как это делается в ряде стран Европы. Но нарисовать маршрут оказывается легче, чем найти паром с крепким носом. И это не все. Долго не находится оператор грузовых и пассажирских перевозок по причине крутизны природно-климатических условий Балтики. Можно потерять уйму прибыли, примерно полгода дожидаясь подходящей погоды. Плюс к этому апатичность ряда высокопоставленных чиновников. Как сказал в "Независимой газете" начальник калининградского управления ФГУП "Росморпорт" Георгий Себов, паром не может конкурировать с прочими видами перевозок, потому что экономически невыгоден. Вот откуда высокие цены за провоз пассажиров, которые постепенно отвернулись от такого сервиса. То есть, кто-то изначально знал о бесперспективности затеи с паромными маршрутами.
Но, повторяю, не все потеряно. "Росморпорт" все-таки подыскивает новый паром, потому что оставлять Калининградский регион без морской "конюшни" - вопреки всякой здоровой логике. Но кто даст свободное судно? И если даже оно вскорости найдется, привести его в тот же Балтийск - это не два пальца об асфальт. Тем более, если откликнутся из-за рубежа. И пока чинуши раскрутятся, может пролететь не год и не два. Было бы неплохо прямиком войти с больными вопросами в правительство. Дескать, как на счет обещанной надежной связи большой России с Калининградом? Собственно, местная власть давно могла напомнить федеральной верхушке о клубке проблем с морскими маршрутами. Но ведь подобная палка нередко бывает о двух концах. Там могут поинтересоваться: что сделано "ходоками" самостоятельно? Отчего они такие беспомощные? Не легче ли их сменить, чем подсчитывать паромные убытки? И крыть местным может быть нечем. Точно нечем, потому что когда ваш покорный слуга в июле с. г. обратился в региональное правительство о предоставлении статистики по паромно-пассажирской проблематике, а также перспективах морского судоходного бизнеса вообще, никакого ответа не последовало. Все правильно. Какую цифирь давать, если вся она является, так сказать, бумеранговой? Конечно, чиновники тоже не лыком шиты. Но больше пекутся о собственной з+це, чем о каком-то пароме или пассажиропотоке. Ну и пускаются в маниловщину о модернизации портов, совершенствовании коммуникаций, участии в выгодных подрядах.
Паромной темы будто и нет. К тому же, Калининградские порты называть таковыми как-то язык уже не поворачивается. За исключением гавани Балтийска, запустение - трудно выразить. Но ее "застолбил" Балтфлот. Сдвинуть его пока никому не удалось и вряд ли удастся. Тем более, вопрос так и не ставится. А вот построить новый гражданский порт с полным комплексом инфраструктуры - предел мечтаний всех губернаторов региона. Удастся ли это новому главе янтарного края, покажет время. А пока что на недавнем Балтийском транспортном форуме в Калининграде речь шла о районе мыса Северный полуострова Бальга, где вырастет глубоководный порт, способный обрабатывать в год более 131 миллиона тонн грузов. (Для сравнения: по результатам прошлого года Калининградский морской порт принял всего 12 миллионов тонн грузов. Это треть от его проектной возможности). Когда-то надо начинать. Для этого еще в мае нынешнего года Федеральное агентство морречтранспорта страны одобрило инвестиционный проект. Разумеется, он выгоден Калининграду, но втройне - всей России, которая способна только на этом резко поднять показатели внешней торговли. Но это уже нечто из "серии" о дележе шкуры неубитого медведя.
PS: Стройка века на Бальге вызывает неоднозначную реакцию. Это выяснилось как раз на упомянутом форуме. Для строительства желанного порта власти региона предлагали место в бухте Приморской. Но, как пояснил исполняющий обязанности регионального министра развития инфраструктуры Владимир Гренц, Министерству транспорта РФ больше понравилась Бальга. А там, насколько известно историкам, - руины старейшего замка крестоносцев, наделенных статусом памятника. Конечно, их постараются сохранить, но может случиться всякое. Дескать, кто-то спросит: что дороже - новый порт или эти руины? Потом, район Бальги "кишит" оставшимися со времен второй мировой боеприпасами. "Разминируют", - откликнулся замминистра.