Поскольку функционирование ЕТТ предполагает взимание НДС и акцизов в рамках ТС в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля, приоритетной задачей для налоговых органов в ближайшее время становится реализация межгосударственного проекта по введению налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран - участниц ТС. Сегодня мы предлагаем рассмотреть складывающуюся архитектуру взаимоотношений в налоговой сфере по регулированию взаимной торговли государств - членов Таможенного союза.
Правовая основа
Правовую основу косвенного налогообложения в Таможенном союзе составляют:
соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее — Соглашение);
протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее — Протокол); протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» от 11 декабря 2009 года.
Эти документы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами. Согласно нормам Со косвенного глашения во взаимной торговле трех государств реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.
Взимание налога на добавленную стоимость (НДС) на импорт осуществляется налоговыми органами. С учетом изложенного это повлечет за собой необходимость усиления администрирования косвенных налогов в условиях отсутствия таможенного оформления товаров, а именно контроль за обеспечением полноты поступления в бюджет НДС по импортируемым товарам. Налоговые органы страны-экспортера осуществляют возмещение НДС по экспорту товаров на основании информации, полученной от налоговых органов страны-импортера, без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.
Налоговая база по НДС
Налоговая база по НДС определяется как стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), а также как стоимость выполненных работ по изготовлению, переработке продуктов по договорам (контрактам).
Стоимость приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ, определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
Налоговая база по акцизам
Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Налоговые ставки
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством го сударства, на территорию которого импортированы товары.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов.
Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров Налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы ТС.
Порядок представления налоговой декларации
Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства-импортера.
Налоговые декларации представляются в налоговые органы по форме, установленной законодательством государства, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Соответствующие налоговые декларации представляются в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты передачи товаров.
Одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:
договор (его копия), на основании которого осуществляется экспорт (импорт) товаров;
выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных (импортированных) товаров на счет налогоплательщика (если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами, предоставляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным (вывезенным) товарам. В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям);
заявление о ввозе (вывозе) товаров и уплате косвенных налогов (оригинал или в копия по усмотрению налоговых органов);
транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров (при непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата передачи товаров, либо иной установленный законодательством налоговый (отчетный) период, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства, с территории которого экспортированы товары. В целях исчисления НДС при реализации товаров датой передачи признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщиков НДС);
счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством;
информационное сообщение (если предусмотрено законодательством государства-члена), представленное налогоплательщику одного государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства члена, о сведениях о налогоплательщике третьего государства-члена и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-члена о приобретении импортированных товаров.
Такое информационное сообщение должно содержать:
номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика; полное наименование налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя);
местонахождение (жительства) налогоплательщика; номер и дату договора (контракта);
номер и дату спецификации.
В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам датой передачи товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого произведены подакцизные товары.
Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату передачи вывозимых в государства-члены подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.
Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Особенности применения косвенных налогов при импорте в особые (специальные, свободные) экономические зоны устанавливаются отдельным международным договором. Ответствен ность
В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов либо уплаты косвенных налогов с нарушением установленного срока налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
При представлении налогоплательщиком документов по истечении установленного срока уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-членов обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
В случаях неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо уплаты косвенных налогов в более поздний срок по сравнению с установленным, а также в случаях:
выявления фактов непредставления налоговых деклараций; представления их с нарушением установленного срока; несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами, взыскиваются косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства, на территорию которого ввезены товары.
Способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности применяются, установленные законодательством этого государства.
При использовании товаров, импорт которых на таможенную территорию государства-члена в соответствии с его законодательством осуществлен без уплаты косвенных налогов, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение или иной порядок уплаты, импорт таких товаров подлежит обложению косвенными налогами в установленном порядке.
Споры и разногласия между государствами-членами, связанные с толкованием и (или) применением Протоколов, разрешаются путем консультаций и переговоров или в Суде ЕврАзЭС.
Налогообложение услуг, выполнения работ
Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года выделяет аудиторские, бухгалтерские, инжиниринговые, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы и услуги.
Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Для подтверждения места реализации работ и услуг подаются такие документы, как договор (контракт) на выполнение работ и оказание услуг, и документы, подтверждающие само выполнение работ и оказание услуг.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС одновременно с налоговой декларацией представляются: договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов Таможенного союза;
документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческо-го сырья за пределы территории государств - членов Таможенного союза;
иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов Таможенного союза.
Определение места реализации работ и услуг осуществляется следующим образом:
если осуществление работ и услуг непосредственно связано с недвижимым/ движимым имуществом, находящимся на территории государства - члена Таможенного союза, или если это имущество отдано под аренду, то местом реализации работ, услуг признается территория данного государства;
также если при осуществлении работ, услуг используются транспортные средства, находящиеся на территории государства - члена Таможенного союза, то местом реализации также признается территория данного государства;
если на территории государства -члена Таможенного союза оказываются услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, спорта и т.п., то территория данного государства является местом реализации работ и услуг; если налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, дизайнерские и другие виды услуг, то местом реализации признается территория данного государства.
Если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.
Информационный обмен
Вопросы совершенствования процедуры подтверждения факта экспорта и упрощения процедуры возврата налога хозяйствующим субъектам являются наиболее актуальными, именно поэтому возникает необходимость в обеспечении информационного обмена между налоговыми органами.
Правовой основой информационного обмена между налоговыми органами является межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года, а также форма заявления и правила (порядок) его заполнения.
Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств, осуществляется в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде.
Обмен информацией между налоговыми органами осуществляется ежемесячно не позднее 15-го числа меся ца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Прием информации каждым из государств подтверждается уведомлением со стороны получателя в течение трех дней.
В случае представления налогоплательщиком в налоговые органы третьего экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и отсутствии его в электронном виде сторона - получатель информации направляет стороне-отправителю запрос о предоставлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде. Сторона-отправитель не позднее 10 рабочих дней обязана направить стороне-получателю ответ на запрос в форме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо уведомление о его отсутствии. При этом взаимный обмен информацией по запросам осуществляется между сторонами по каналам связи ежемесячно не позднее 25-го числа.
Ответ на запрос в форме заявления либо уведомление о его отсутствии направляется стороне-получателю не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса.
Таким образом, указанными выше документами предусматриваются процедуры ежемесячного обмена информацией между налоговыми органами Сторон о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза, в форме реестров Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также взаимных запросов о предоставлении дополнительной информации. Реализация этих процедур потребует создания электронной системы передачи данных и дополнительного технического оснащения налоговых служб.
Заключение
Прогнозируется, что создание Таможенного союза позволит Белоруссии, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15 процентов. Таможенный союз создает рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 миллиардов баррелей. Общий объем ВВП - 2 триллиона долларов США, совокупный товарооборот - 900 миллиардов долларов США.
Таможенный союз является основой для создания Единого экономического пространства, подготовка нормативно-правовой базы которого будет завершена в 2011 году.
Подготовил А.Лебедев