Процесс интеграции Республики Казахстан (РК) в мировое экономическое пространство требует соблюдения приоритета национальных интересов и обеспечения взаимовыгодного партнерства на внешнем рынке. В этих условиях становится актуальной задача совершенствования таможенного регулирования и таможенной политики в целом, поскольку ее эффективность становится важным фактором национальной экономической безопасности.
Казахстанский таможенный комитет (КТК МФ Казахстана) стремится войти в число 50 развитых таможенных администраций мира. Создание же ТС с Россией и Белоруссией оценивается как прорыв всех казахстанских интеграционных инициатив. Следующим этапом интеграции станет формирование с 1 января 2012 года единого экономического пространства. Это более высокий уровень объединения, обеспечивающий свободное передвижение капитала и рабочей силы.
Модернизация таможенной службы является одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), где проблемы управления персоналом, методы их решения остаются ключевыми в общей системе управления таможенными органами. Это особо подчеркивается в Программе по реформированию и модернизации таможенных служб государств, разработанной Всемирной таможенной организацией (ВТО).
Необ ходимо предпринимать реальные, действенные и системные меры по обеспечению профессионального соответствия специалистов таможенной службы современным требованиям.
Одним из стратегических направлений реализации таможенной политики является повышение результативности кадровой политики в таможенных органах. Эффективное использование кадрового потенциала таможенных органов как одного из ключевых ресурсов таможенной системы является одним из важных направлений развития таможенной службы. Это связано с тем, что уровень эффективности решения задач, стоящих перед таможенной службой, в значительной степени зависит от кадрового состава таможенных органов, а также от эффективности управления его деятельностью.
Переход к современным требованиям и передовым технологиям невозможен без эффективного использования потенциальных возможностей, заложенных в каждом человеке. До настоящего времени кадровый потенциал таможенных органов использовался не в полной мере, так как кадровые подразделения были ориентированы в основном на выполнение привычных процедурных функций.
К нашему сожалению, до сих пор кадровые службы таможенных подразделений еще не превратились в службы управления персоналом, в них крайне мало внимания уделяют анализу кадровой ситуации и они по-прежнему остаются малочисленными.
Проблемой до сих пор является и недостаточная эффективность организации труда долж ностных лиц, нерациональное распределение потенциальных возможностей сотрудников, что связано как с организационной структурой, так и с недостаточным использованием современных технологий и методов организации труда в таможенных органах.
Работать на опережение
В условиях начала деятельности ТС совершенствование подготовки и управления персоналом таможенных органов выходит на первый план и становится важнейшей составной частью единой таможенной политики Республики Казахстан. В условиях интеграции качественное обновление персонала таможенных органов, пополнение их профессионально подготовленными сотрудниками, рациональная расстановка кадров, а также стимулирование служебного роста нацелено, в первую очередь, на безболезненное вхождение кадрового состава таможенных подразделений Республики Казахстан в единую систему оказания таможенных услуг в соответствии с мировыми стандартами качества.
Поэтому важнейшим условием эффективного функционирования таможенной службы является ее комплектация квалифицированными, инициативными кадрами, умеющими работать оперативно, на опережение, находить и реализовывать на практике решения, отвечающие требованиям государственных интересов, а также интересов хозяйствующих субъектов.
Интеграционные процессы, связанные с началом функционирования ТС, окажут влияние на развитие управления персоналом таможенных служб не только РК, но и остальных государств - участников Союза. Так, Федераль ная таможенная служба России в 2010 году проведет преобразование тамо женных постов в Северо-Западном та моженном управлении (СЗТУ).
Ранее в 2008-2009 годах проведена соответ ствующая работа в Центральном фе деральном округе. Кроме того в 2010 году продолжается процесс реализа ции Концепции ФТС России о перено се таможенного оформления к грани цам РФ.
В Казахстане, для доведения штатной численности сотрудников на внешней таможенной границе юга республики до необходимой численности, планируется увеличение таможенных органов за счет упраздняемых таможенных подразделений на казахстанско-российском участке государственной границы. Одновременно на круглосуточный режим работы переводятся подразделения, расположенные на казахстанско-китайской, казахстанско-узбекской, казахстанско-киргизской и казахстанско-туркменской границах. На деле усматривается, что таможенными службами государств
- участников ТС уже подготовле ны и успешно осуществляются пла ны и программы по переносу государ ственного контроля на внешнюю гра ницу ТС: на западе - Белоруссия на границе с Польшей; на юге - Казах стан на границах с КНР, Узбекиста ном, Киргизией и Туркменистаном.
Дело теперь за решением вопроса по грамотной организации работы ка дровых служб таможенных подразде лений на этих направлениях.
В условиях начала функционирования ТС вопросы комплектации штата таможенных органов государств - участников ТС высококвалифицированными специалистами с профильным образованием актуальны как никогда. И прежде всего это касается центральных исполнительных органов. В частности, в РК особое внимание следует уделить работе по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации сотрудников на базе учебно-методического центра (УМЦ) и создаваемой Академии таможенной службы, развитию его учебной базы, организационному и методическому обеспечению учебного процесса. Не должны оставаться в стороне в этом вопросе и гражданские высшие учебные заведения, образовательные учреждения, специализирующиеся на подготовке специалистов с высшим профильным таможенным образованием.
Назад в будущее
В процессе реформирования кадровых служб в условиях функционирования ТС особая роль должна отводиться руководителю службы по управлению персоналом, который должен обладать опытом кадровой и руководящей работы, иметь развитые организаторские, коммуникационные и познавательные способности. Руководителю службы по управлению персоналом необходимо владеть техникой управления кадрами, методами оценки личностных, деловых качеств работников и результатов коллективной работы. Кроме того ему необходимо владеть вопросами практического применения законодательства в работе с кадрами, способами воздействия на коллектив, методами и техникой публичных выступлений, ведения переговоров при возникновении трудовых споров.
Поэтому считаем, что необходимо восстановить упраздненные в таможенных органах Казахстана институты заместителей начальников таможенных органов по работе с личным составом, инспекции по работе с личным составом, а также ввести в штаты должности специалистов-психологов.
Обеспечение таможенных подразделений высококвалифицированными сотрудниками определено значительным увеличением объема предстоящих задач, связанных с введением в действие с первого июля 2010 года Таможенного кодекса (ТК) ТС, направленного на выполнение важнейших задач.
В преддверии деятельности высказывались сомнения по поводу достаточной подготовленности казахстанской таможни для обеспечения необходимого уровня таможенного контроля на южной границе ТС. Скептики намекали на недостаточную квалификацию казахстанских таможенников и делали предположения об осложнении ситуации в плане обеспечения экономической безопасности на российском рынке. Мы считаем, что это мнение основывается на некоторой тенденциозности и носит чрезмерно обобщенный характер.
Таможенные органы Республики Казахстан сегодня имеют достаточную инфраструктуру и численность для обеспечения надлежащего таможенного контроля. В Казахстане функционирует система таможенных органов, которая обеспечивает высокий уровень управляемости, позволяющий оперативно реагировать на происходящие изменения во внешней торговле. 97 процентов сотрудников, проходящих службу в таможенных органах республики, имеют высшее образование, из них только со специальным таможенным образованием - 19 процентов, юридическим - 42 процента, экономическим - 25 процентов. Ежегодно увеличивается средний стаж службы сотрудников. В 2009 году средний стаж составлял 7,4 года, тогда как в 2007 году - 6,1 года. В целом ежегодно около 30 процентов кадрового состава проходят повышение квалификации, в том числе и на международных семинарах.
Стоит отметить, что среди государств - участников СНГ Казахстан является единственной страной, где открыто два учебных центра ВТамО для подготовки высококвалифицированных специалистов в области таможенного дела. Так в УМЦ КТК МФ РК, которому в декабре 2009 года Генеральный секретарь ВТамО господин Микурия вручил сертификат регионального центра, могут проходить обучение и повышать квалификацию по различным аспектам таможенной деятельности на самом современном уровне не только казахстанские таможенники, но и сотрудники таможенных органов других стран Центральной Азии и ТС.
Как известно, Комиссия таможенного союза (КТС) своим решением от 25 сентября 2009 года (№ 94) предусмотрела разработку единых квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам персонала, необходимым для исполнения должностных обязанностей при осуществлении контрольных функций на внешней границе ТС, а также проведение работы по повышению квалификации персонала. В связи с этим в рамках ТС к должностным лицам таможенных органов Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана будут установлены единые квалификационные требования, что послужит дополнительным условием по повышению критериев при отборе, комплектовании и расстановке кадров.
Е.Орлов