Во-вторых, с 1 июля 2010 года начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и функционировать единая таможенная территория трёх государств. Это означает, что со второго полугодия нынешнего года устранено декларирование и таможенное оформление на внутренних границах между нашими странами. Поскольку перемещение товаров по единой таможенной территории теперь производится без таможенного оформления, - относительно этих перемещений исключены издержки, связанные с таможенным оформлением. Сам процесс перемещения товара значительно упрощён, нет необходимости предоставления контракта, таможенного оформления товара, хранения на таможенных складах и т.д. Соответственно, сокращается время, экономятся расходы, связанные с доставкой грузов.
Жители государств Таможенного союза при перемещении по общей таможенной территории не заполняют пассажирскую декларацию, им нет необходимости декларировать ввоз-вывоз денежных средств или оформлять временный ввоз автотранспорта. Так же отменено таможенное оформление почтовых отправлений в пределах Таможенного союза.
Хотелось бы отметить, что необходимо чётко разграничить два момента, важных для участников внешнеэкономической деятельности. Первый - с 1 июля отменено таможенное оформление товаров, перемещаемых внутри Таможенного союза. Оплата НДС и акцизов на товары, перемещаемые между Казахстаном, Россией и Беларусью, остаётся, и взимаются они налоговыми органами. Изменился механизм их оплаты. Когда эти налоги уплачивались в таможенные органы, эта процедура осуществлялась до начала таможенного оформления, с 1 июля - импортёр должен подавать заявление в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за месяцем поставки. То есть, импортёру, по сути, предоставляется отсрочка от уплаты НДС на импорт и акцизов сроком до 50 дней. Это обстоятельство обеспечит для участников торговли экономию оборотных средств.
Второй момент - описанные выше преимущества касаются только товаров, происходящих и перемещаемых внутри стран-участниц Таможенного союза. Для внешнеэкономической деятельности, осуществляемой с третьими странами, все таможенные процедуры и издержки остаются прежними (оформление деклараций, оплата таможенных сборов, пошлин и налогов, все меры нетарифного регулирования).
В перспективе планируется организовать поэтапный перенос на внешний контур границы ТС таможенного и иных видов государственного контроля, а также обеспечить взаимное признание разрешительных документов, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов Союза. В настоящее время активно ведётся укрепление южных границ Казахстана, т.к. именно эти границы становятся границами единой таможенной территории. На границе с Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном идёт расширение и реконструкция пунктов пропуска, ведётся строительство современных терминалов, они оснащаются техническими средствами таможенного контроля. Модернизация границы сопровождается обустройством быта служащих здесь специалистов - строительством жилья и социальных объектов.
Должен отметить, что Таможенный союз - это не только упрощение порядка перемещения товаров и снятие таможенных постов, это новое качество в экономической политике, новые возможности интеграционного сотрудничества, открытие новых производств, свобода передвижения людей внутри общего экономического и гуманитарного пространства.
Всё это создаёт условия для повышения эффективности экономик государств, входящих в него, и уже сейчас, как указано в Послании Главы государства народу «Новое десятилетие - новый экономический подъём - новые возможности Казахстана», «предпринимателям важно правильно оценить появление новых возможностей, всерьёз заняться разработкой эффективных стратегий по выходу на новые рынки, наращивать конкурентные преимущества».
Нашим предприятиям даётся возможность выхода своей продукции на российский и белорусский рынки, однако такие же преимущества получают российские и белорусские товаропроизводители на казахстанском рынке. В этой связи, конечно же, предъявляются более высокие требования к конкурентоспособности продукции, улучшению качества, снижению себестоимости товара и, в конечном итоге, повышению эффективности производства.
В ряду последовательных и системных мер, принимаемых в нашей стране по поддержке отечественного производства, особое значение имеет реализация Программы форсированного индустриально-инновационного развития, цель которой - организация новых передовых производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Так, на 2010-2014 годы в рамках данной программы в Северо-Казахстанской области запланирована реализация 13 инвестиционных проектов на сумму 27,4 млрд. тенге. В этом году планируется реализация 9 проектов в городах и районах нашей области на сумму 12,4 млрд.тенге, при этом за 1 полугодие текущего года уже реализовано 6 проектов.
Конечно, создание ТС - это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трёх стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность.
Статистика внешнеторгового оборота предприятий нашей области за 1 полугодие 2010г. свидетельствует о росте торговли со странами Таможенного союза: с Россией и Беларусью на 17,5%. За 6 месяцев текущего года внешнеторговый оборот в нашей области составил около 445 млн. долларов США. Импорт составил 281 млн. долларов США, при этом 88,4% импорта - товары из России и Белоруссии (в суммарном выражении 281,3 млн. долларов США - из России и 9,3 млн. долларов США - из Беларуси). Отмена таможенного оформления с 1 июля во взаимной торговле будет стимулировать рост товарообмена.
К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного объединения более высокого уровня - Единого экономического пространства, со свободным перемещение товаров, капитала, рабочей силы, согласованной экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном мире ни одно государство не может создать эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание ТС согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов.
В мире насчитывается несколько десятков различных экономических союзов и объединений. Одним из показательных союзов с единым экономическим пространством, общей экономической политикой, единой валютой, свободным перемещением капитала, товаров, услуг является ЕЭС (Европейское экономическое сообщество).
Эксперты оценивают общий эффект от создания Таможенного союза более чем в 400 млрд. долларов. Положено начало формированию общего рынка, население которого составляет порядка 170 млн. человек, иначе говоря, 60% населения СНГ. Совокупный промышленный потенциал наших стран оценивается сейчас в 600 млрд. долларов, резервы нефти составляют 90 млрд. баррелей, объем сельскохозяйственного производства - 112 млрд. долларов. На территории Таможенного союза производится более 85% валового внутреннего продукта всего постсоветского пространства. Общий объем ВВП трех стран превышает 2 трлн. долларов, его прирост к 2015 году прогнозируется в пределах 15-18%.
Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется как на расширении регионального рынка, так и на продвижении экспортной продукции трёх государств. Все это позволяет нашему Союзу претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений.
Ещё одно принципиальное преимущество ТС - реализация с большей эффективностью транзитного потенциала нашего государства, возрождение в современных масштабах великого Шёлкового пути. Значительному росту грузоперевозок способствуют отсутствие барьеров на внутренних границах, единые с Россией и Белоруссией тарифы на железнодорожном транспорте, строительство автомагистрали «Западный Китай - Западная Европа», железнодорожных линий Узень - государственная граница с Туркменистаном и Жетыген - Коргас, которые соединяют рынки Европы, Китая, стран Персидского залива.
Нельзя не отметить, что параллельно с процессом формирования Таможенного союза идёт подготовка вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Руководителями стран Таможенного союза принято решение о вступлении в эту международную организацию на скоординированных условиях. Это обстоятельство позволит усилить положительные моменты от вступления в ВТО.
Комплексные и системные меры, принимаемые по формированию Таможенного союза, Единого экономического пространства, придают уверенности в том, что механизм функционирования Таможенного союза будет отвечать задачам, поставленным руководителями государств во благо населения наших стран.
Начальник департамента таможенного контроля по Северо-Казахстанской области, кандидат экономических наук Альбек Картов, по материалам Казинформ.