Этот проект, который стал разрабатываться по инициативе Президента Узбекистана Ислама Каримова, объединяет Узбекистан, Афганистан и Иран. Преимущество такого транспортного пространства в том, что по его средствам узбекские грузы могут быть доставлены к портам моря на побережье Ирана.
Это самый короткий маршрут, связывающий Узбекистан со странами Кавказа, а также с южным направлением. Он вдвое короче дальневосточных и в 1,8 раза – балтийских выходов к открытым морям, связывающим Азию с Европой. Проект предусматривает прямой путь от Термеза, через Мазари-Шариф и Герат с последующим выходом на иранские коммуникационные системы к портам Бандар-Аббас и Чахбахар.
Первый камень отношений между странами региона был заложен в 1996 году, когда была введена в строй железнодорожная ветка Теджен-Серахс-Мешхед, соединившая железнодорожные системы государств Центральной Азии и Ирана, и в 2006 году – ветка «Бафк-Бандар-Аббас», что позволило сократить расстояние между Ташкентом и Бандар-Аббасом – иранским портом в Персидском заливе – на 800 км.
До 1997 года экспортные грузы Узбекистана, в основном хлопковое волокно, направлялись по традиционным маршрутам – в направлении прибалтийских государств через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и РФ). Через погранпереход Чоп (Украина) и Брест (Беларусь) они поступали в Европу. Через Ильичевск (Украина) открывался выход к Черному морю. В восточном направлении пути экспортного каравана пролегали через Китай и порт Находка (Россия).
В результате снижения объема грузоперевозок через станции и порты Украины и Латвии, с 1999 года наблюдается значительное снижение использования традиционных транспортных портов, пролегающих в северном направлении по территориям России и Казахстана. В связи с высокими затратами на транспортировку узбекские экспортеры отказались от использования дальневосточного порта Находка, перенеся центр тяжести в пользу иранского порта Бандар-Аббас.
К сожалению, из-за продолжающейся нестабильной ситуации в Афганистане проект не может быть запущен в полном объеме, и о сроках его говорить просто невозможно, однако две другие страны договора (Узбекистан и Иран) свою часть выполняют.
Мы оперативно информируем читателей газеты о ходе работ по строительству дорог в рамках Трансафганского коридора в Узбекистане. Сегодня, при поддержке Посольства Ирана в Узбекистане, мы сообщим о том, что реализовала иранская сторона в 2006 году, а также последующие планы страны в этом проекте.
Помимо того, что проделывает иранская сторона у себя в стране, в рамках Трансафганского коридора была предусмотрена помощь соседнему Афганистану для строительства и восстановления приграничных дорог.
В минувшем году завершено строительство участка автомобильной дороги Дагарун – Герат. Ее длина составляет 123 км, ширина 11 метров, что полностью соответствует международным стандартам. Доля иранских капиталовложений в этот объект составила $60 млн. В 2006 году был возведен участок автомобильной дороги Герат-Фаряб (60 км).
Начался реализовываться проект строительства железнодорожной ветки Герат – Хоф, который соединит Афганистан с сетью железных дорог Ирана и европейских стран. Строительство этого участка началось в июне 2006 года. Длина всего железнодорожного пути составит 191 км, из которых 77 км пройдет по территории Ирана, остальная же часть – по территории Афганистана. Благодаря этому проекту Афганистан получит выход к морю через южные порты Ирана.
Была построена автомобильная дорога Герат – Армалак. Стоимость проекта составила $30 млн. Реализация позволила соединить транспортную магистраль Ирана с северными и северо-западными границами Афганистана. Был построен новый мост «Мелак» через реку Паришон. Длина сооружения составила 320 метров. Этот мост расположен на одной из самых важных трасс – Заранг-Милак-Чобахор. Между городами Герат и Неймана сданы в эксплуатацию четыре новых автомобильных моста.
Что касается проектов, то тут было отмечено три объекта. Первое – это продолжение строительства автодороги Герат-Неймана; строительство автомобильной дороги Серахс – Керман (40 км) по территории Ирана, а также для удобства сообщений будет начато строительство контрольно-пропускных пунктов.
Стоит отметить, что Узбекистан и Иран «держат руку на пульсе» в работе над проектом, о чем свидетельствует Восьмое заседание совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству между Узбекистаном и Ираном, которое началось 19 февраля в Тегеране.
Р.Абдусаматов