Учитывая специфику Узбекистана как туристического центра, фактор развития железнодорожных сетей очень важен.
С введением в строй нового скоростного поезда повышенной комфортности «Регистан», курсирующего по маршруту Ташкент – Самарканд – Ташкент, для пассажиров это стало удобным способом передвижения, и он сразу же завоевал популярность. За 3 часа 50 минут комфортного следования в пути пассажиров обслуживает высококвалифицированная бригада, которая, работая в команде, делает все для удобства пассажиров. В распоряжении наших клиентов всегда широкий спектр услуг, начиная от предоставления литературы и заканчивая заказом такси в городе, куда приезжает поезд.
Состав поезда «Регистан» состоит из шести вагонов: двух вагонов первого класса, трех вагонов второго класса, а также вагона-ресторана. Для пассажиров первого класса в каждом купе предусмотрены телевизоры для просмотра видеофильмов, периодическая печать и продуктовый набор. Для пассажиров второго класса вместо телевизора предусмотрены FM-радиостанции.
Что касается поезда «Шарк», то он курсирует ежедневно и останавливается в Гулистане, Джизаке, Самарканде и Навои. Конечный пункт назначения – город Бухара. Общее время пути – 7 часов.
Состав поезда «Шарк» состоит из комфортабельных вагонов люкс, вагонов первого, второго и эконом-классов. Также предусмотрен вагон-ресторан. Пассажиры этого поезда также могут пользоваться широким спектром услуг, среди которых: телевизоры для просмотра видеофильмов, периодическая печать и горячий обед.
Любые нововведения, как известно, сопряжены с большими капиталовложениями, покупкой модернизированного оборудования, новых технологий, реконструкций существующих объектов и многое другое. Поэтому сейчас говорить о полной окупаемости поездов «Регистан» и «Шарк» еще рано. К тому же, для серийного запуска скоростных электропоездов требуется полная электрификация пути на протяжении всего маршрута.
С увеличением интереса иностранных туристов к древним городам этой страны – Бухаре и Хиве планируется запуск нового туристического маршрута «Бухара – Ургенч – Бухара».
Увеличение или снижение стоимости билетов на перевозку пассажиров в большей или меньшей степени зависит от роста или падения курса швейцарского франка к узбекскому суму. Все расчеты согласно принятому в 1995 году Соглашению о межгосударственном пассажирском тарифе на железных дорогах стран СНГ и Балтии ведутся в единой тарифной валюте – швейцарском франке.
Для пассажиров, которые совершают поездки за пределы Узбекистана, что здесь есть еще один существенный фактор. На стоимость железнодорожного проездного документа влияет и изменение коэффициента индексации, устанавливаемого страной-собственницей железной дороги. Так, например, стоимость проезда от Ташкента до Москвы складывается из трех слагаемых: стоимости проезда по территории Казахстана, плюс стоимости по территории России. Изменение стоимости билета влечет и изменение цены и состава сервисного обслуживания, что включается в проездной документ.
Р.Абдусаматов