Честно говоря, когда в феврале 1999 года эти страны плюс Киргизия и Таджикистан подписали договор о создании Таможенного союза и единого экономического пространства, это событие не всколыхнуло общественность: подобных документов и до, и после на просторах СНГ принималось множество. Вспоминалось, что четырьмя годами ранее они (тогда без Таджикистана) уже создавали Таможенный союз, так и оставшийся на бумаге. Несть числа и другим попыткам с самыми благими намерениями. В результате, однако, своя рубашка неизменно оказывалась ближе к телу и вместо воссоздания в новых условиях и к общему благу того, что когда-то называлось «единым народно-хозяйственным комплексом», происходило нечто противоположное.
10 октября 2000 года та же «пятёрка» подписала в Астане Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС) – своеобразного аналога Европейского общего рынка. Старт нового образования, однако, привычно затягивался во времени. К основным участникам на время примкнул было Узбекистан, правда, довольно быстро вернувшийся на исходную позицию.
В августе 2006 года Межгоссовет принял принципиальное решение строить Таможенный союз первоначально в составе лишь трёх готовых к тому государств. Год спустя на очередном саммите ЕвразЭС были согласованы концепция союза и план действий по его формированию, рассчитанный на три года. Удивительно, но эти сроки оказались выдержаны – впервые за всю постсоветскую историю.
«Иногда, может быть, нам казалось, что мы стоим на месте, что мы обсуждаем какие-то вопросы, которые уже давным-давно решены, – заметил в Астане Президент РФ Дмитрий Медведев. – На самом деле двигались мы быстро... Это не значит, что мы двигаемся без проблем, мы обсуждаем многие вопросы, обсуждаем их подчас горячо и весьма заинтересованно, но в конечном счёте выходим на договорённости, что показал и сегодняшний саммит».
Единое таможенное пространство Беларуси, России и Казахстана с населением почти 168 миллионов человек, несомненно, является самым значительным реализованным проектом на территории СНГ за всю его историю.
Причём этот проект в отличие от чисто имиджевых и политических имеет реально большое значение для граждан и предприятий трёх стран. Следующий планируемый шаг – создание единого экономического пространства (ЕЭП) – пока не обрёл всех своих деталей и точных временных рамок. Вероятно, несколько месяцев функционирования Таможенного союза многие детали прояснят.
Можно с уверенностью сказать, что экономически Таможенный союз и ЕЭП нужнее именно Беларуси и Казахстану, не имеющим выхода к открытому морю государствам с ограниченными внутренними рынками. Политически же это важнее для России, так как подкрепляет её геополитическое значение и роль в мировом хозяйстве, объективно улучшает инвестиционные условия страны. Добавим, что Беларусь и Казахстан – сегодня наиболее эффективно управляемые и политически стабильные страны СНГ, достигшие значительных успехов в решении инфраструктурных и хозяйственных задач. Поэтому России не надо будет «вкладываться» в решение тех или иных внутренних или внешнеполитических проблем этих стран.
Впрочем, геополитическое и экономическое значение успеха новых структур намного выше, чем кажется на первый взгляд. Выводы о выгодности присоединения к ним в самое ближайшее время, вероятно, будет делать Украина с её 46-миллионным народом. Эта страна с примерно теми же социально-экономическими и институциональными проблемами, что и Россия, является наиболее естественным следующим участником интегративных структур. Но зависеть решение Украины будет от эффекта, который получат от Таможенного союза Казахстан и Беларусь.
Современный послекризисный мир не оставляет возможностей эмоционального отношения к торговле: нельзя что-то кому-то не продавать или у кого-то что-то не покупать лишь потому, что контрагент чем-то не нравится. На эмоциях можно прогореть. В случае же с Беларусью, Россией, Украиной и Казахстаном эмоции вообще мало к чему хорошему могут привести. Лишь стоя на твёрдой почве общих интересов, скреплённой культурно-исторической, языковой и в значительной степени этнической общностью, можно выдержать удары, под которыми упали и более крепкие и отлаженные экономики. Вдобавок не стоит забывать поговорку «Лучшая родня – это соседи». Особенно когда длина сухопутной «межи» между соседями – почти двенадцать тысяч вёрст.
pnp.ru