Грузоперевозки по России составляют большую часть в сфере оказания услуг, однако объемы не настолько удовлетворяют ЖД структуру. Большую долю объема перевозок, несмотря на столь обширную территорию составляют грузоперевозки на автомобилях. На рынке появилось множество серьезных компаний. В последнее время железнодорожники для "борьбы" с автомобильными перевозками предлагают властям ввести дополнительный сбор за эксплуатацию автомобильных дорог. Тогда, мол будут уровнены шансы автоперевозчиков и железнодорожной монополии. В России на поездах перевозят в основном сырье.
По статистике наиболее массовым видом грузов в сфере перевозок является уголь, далее идут перевозки минерально-строительных грузов, а также нефти и нефтепродуктов. Следует учесть, что в России ряд грузов (уголь, строительные материалы) перевозится железнодорожным транспортом по тарифам ниже себестоимости. Датируются и сами направления, например на Дальний Восток или же в Калининградскую область.
При этом, железножорожная инфраструктура уже сегодня требует серьезных инвестиций. В отсутствии инвесторов, бремя вложений ляжет на государство. Становится очевидным, что без существенной финансовой поддержки государства большинство инфраструктурных проектов реализовано не будет. При этом, даже финансовые вливания со стороны государства некоторые проекты могут окупиться через 30, а то и 60 лет.
Тем не менее, для повышения доходности перевозок и обеспечения спроса на перевозки крайне необходима реализация проектов по развитию инфраструктуры. В приоритете должны находиться проекты по расширению пропускной и провозной способности существующих высокоинтенсивных железнодорожных линий.
Несмотря на все имеющиеся препятствия, для решения существующих проблем необходимо принимать меры уже сейчас, причем с учетом ограниченности железнодорожной инфраструктуры России. Иначе кроме нефтересурсов перевозить по железной дороги будет нечего.