Такие результаты сообщаются в сообщении Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Объектом сравнения были выбраны США, поскольку железнодорожная система Соединенных штатов наиболее близка по топологии, структуре перевозок грузов и общей протяженности путей к железнодорожному транспорту России. Кроме того, и в США, и в России железнодорожный транспорт работает в очень широком спектре климатических и географических условий.
Специалисты ИПЕМ указывают на сокращение разрыва в транспортных расходах у грузоотправителей в России и США. В 2005 году средние расходы грузоотправителей при перевозках 1 тонны груза на 1 км в США были выше на 34,6%, в 2012 году – только на 18,6%. Как отмечается в исследовании, в условиях отсутствия государственного регулирования и основного конкурента в виде инвентарного парка ОАО «РЖД» операторы грузовых вагонов увеличивали свои ставки за услуги по предоставлению вагонов.
При сравнении расходов грузоотправителей при перевозках 1 тонны груза на среднее расстояние в России и США ИПЕМ также отмечает значительное сокращение. В 2005 году разница составляла 41,1%, в 2012 году – 19,7%. При этом специалисты ИПЕМ отмечают необходимость учитывать различную структуру перевозок по родам грузов в России и США: в США перевозки осуществляются на более короткие расстояния, а в структуре перевозок большую долю занимают перевозки высокодоходных грузов.
Разбивка по видам грузов, произведенная ИПЕМ, показывает: в США расходы на перевозку 1 тонны угля ниже на 2,6%, а 1 тонны химической продукции выше на 43,2%, 1 тонны черных металлов выше на 29,5%, 1 тонны строительных грузов выше на 66,9%, 1 тонны лесных грузов выше на 52%.
Отдельно эксперты ИПЕМ отметили значительный рост средних расходов (ставка за т-км) грузоотправителей на перевозку зерна: в 2005 году средние расходы грузоотправителей в США были выше на 35,9%, а в 2011 году – 7,4%.
ИПЕМ также отметил различия в структуре перевозимых грузов в России и США. Так, в России наиболее массовым видом грузов является уголь, доля которого в общем объеме грузоперевозок составляет более 41% (в России 24,2%). По остальным видам грузов в США доля не превышает 10%, в то время как в России значительную долю еще составляют перевозки минерально-строительных грузов, а также нефти и нефтепродуктов – 21,3% и 19,4% соответственно. При этом если в США перевозки всех без исключения видов грузов для перевозчиков являются прибыльными, то в России ряд грузов (уголь, строительные материалы) перевозится железнодорожным транспортом по тарифам ниже себестоимости.
Выводы исследования:
• Расходы грузовладельцев на доставку грузов железнодорожным транспортом в России растут быстрее, чем в США. В среднесрочной перспективе стоимость перевозки грузов в США и России может сравняться.
• Рост транспортных расходов грузоотправителей несет ряд негативных эффектов для экономики России. Негативные эффекты заключаются, в частности, в росте стоимости товаров на внутреннем рынке, снижении конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке и росте инфляции.
• Отечественные предприятия угольной отрасли и зерновой промышленности в условиях жесткой товарной конкуренции на мировом рынке частично потеряли экономическое преимущество в связи с высокими транспортными затратами.
• Транспортные затраты на перевозку строительных материалов, продукции химической промышленности, металлургии и лесной промышленности железнодорожным транспортом гораздо ниже, чем в США. Соответственно, производители данных отраслей промышленности находятся в более выгодных экономических условиях.