С началом формирования Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии произошли изменения в работе не только таможенных органов трех государств, но и участников внешнеэкономической деятельности. О том, что нового внесет Таможенный союз в работу участников ВЭД Оренбургской области, рассказывает директор ЗАО «РОСТЭК-Оренбург» Оксана СОЛДАТОВА.
- Оксана Владимировна, что нового ждать нам от создания Таможенного союза?
- Создание Таможенного союза трех государств очень важная и хорошая инициатива. А для участников внешнеэкономической деятельности Оренбургской области особенно. У нас налажены тесные контакты с приграничным Казахстаном. Поэтому для Оренбурга участие в Таможенном союзе - это, конечно же, плюс. И связано это в первую очередь с тем, что в Оренбурге оформляется на экспорт в Казахстан большое количество товаров.
Создание ТС поддерживают практически все участники ВЭД Оренбургской области. Однако у них остается множество вопросов по процедурам, а также возникает немало конкретных опасений, связанных с будущим устройством взаимной торговли в части нормативной базы и ее конкретного правоприменения. Я думаю, что следовало бы на эту тему больше проводить конференций и «круглых столов» с участием предпринимателей. В конструктивной беседе могут разрешиться многие сомнения и вопросы.
- Каковы плюсы и минусы в создании ТС для каждого из государств?
- Для России изменение ввозных пошлин из-за введения единого для трех стран тарифа может обернуться повышением цен на нефть, уменьшение цен на энергоресурсы. Все это является плюсами для Белоруссии в ТС. После 1 июля 2010 года любой товар, произведенный на территории Белоруссии, сможет продаваться в Российской Федерации и Казахстане без необходимости оформления сертификата происхождения. И это несомненно большой плюс.
Существенным минусом является повышение пошлины на легковые автомобили. Участие в Таможенном союзе Казахстана станет дополнительным фактором, обеспечивающим его экономическую и политическую стабильность, позволит расширить потенциальные рынки сбыта. Это касается дальнейшего развития более или менее благополучных сегодня отраслей экономики (топливно-энергетической отрасли, цветной и черной металлургии), а также для возрождения пришедших в упадок (виноделие, производство фруктов и овощей). Очевидно, что возникнут и проблемы. В частности, Казахстану будет трудно отстаивать собственные экономические интересы, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре ТС.
- Можно ли очертить некоторые проблемы, с которыми может столкнуться Россия при развитии экономических связей в формате ТС?
- Сейчас для России просматриваются возможные риски потери взимаемых в бюджет таможенных платежей. В первую очередь это касается ставки НДС, которая различна в России (18 процентов) и Казахстане (13 процентов). Несмотря на то что это налог возмещаемый, участникам ВЭД комфортнее оформлять товар там, где ставка НДС ниже. Хотя бы потому, что уменьшается размер разового таможенного платежа.
Таким образом, после отмены таможенного оформления во взаимной торговле между Россией и Казахстаном поступления в бюджет Российской Федерации НДС в составе таможенных платежей могут сократиться. Такая же ситуация складывается и в отношении акцизов. Кроме того, существует множество недобросовестных участнике ВЭД, которые ищут и находят лазейки для ввоза и вывоза товара с нарушением таможенного законодательства. А казахстанская таможня, как утверждают сами казахстанские эксперты, является весьма коррумпированной структурой.
Казахстанские таможенники, привыкшие оформлять большую часть грузов режиме транзита и порой не имеющие| соответствующей квалификации, не смогут эффективно проводить таможенное оформление. Это может привести к увеличению нелегального товарооборота из третьих стран. В целях экономической безопасности России целее образнее было бы российским представителям наряду с казахстанскими oсуществлять мониторинг грузов, идущих в Россию, так, как это делается в ЕС.
- Как будут распределяться таможенные платежи от экспорта импорта между государствами?
- Этот вопрос пока остается не конца ясным. Для всех участников очень важно разработать механизм справедливого и верного распределения доходов, чтобы не получилось, по Крылову: одному - вершки, другому - корешки. Распределение доходов между членами ТС от импорта будет осуществляться по макроэкономическим критериям. Сейчас обсуждается, какие это будут макроэкономические критерии - ВВП, объем товар борота, экспорта или импорта?
Опыт показывает: пока совместные доходы являются «теорией», распреляются они легко. Практика же дела конкретного дохода - материя деликатная, чреватая конфликтами… Что же касается экспортных пошлин, то планируется, что они будут напрямую зачисляться в бюджет. У Беларуси и Казахстана вывозных пошлин практически нет. А вот в России ими облагается более 300 товарных позиций. Кто должен эти пошлины получать, в каком порядке, по каким ставкам? В этой области остается еще очень много вопросов.
Сергей Андронов