Сухой закон для автомобилистов перестал действовать два года назад: в 2008-м была введена допустимая норма алкоголя в крови водителя — 0,3 промилле. То есть перед поездкой можно было сделать, например, пару глотков пива.
Однако в конце прошлого года Дмитрий Медведев заявил, что это послабление следует отменить. «Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах, потому что это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство перед тем, как человек садится за руль», — сказал президент.
Согласно законопроекту, в России будет установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Из КоАП РФ будет исключена норма, которая допускает возможность управления транспортным средством водителем при наличии в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации не более 0,3 г на 1 л крови или до 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха.
Соответствующие поправки вносятся в ст.19 закона «О безопасности дорожного движения» и ст.27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ряд экспертов выступают категорически против такого закона, предполагая, что он только развяжет руки коррупционерам из ГИБДД. Эксперты отмечают, что и действующая норма в 0,3 промилле не позволяет употреблять алкоголь перед вождением.
Они опасаются, что нулевая норма позволит гаишникам требовать денег с водителей, выпивших только кефира. Ведь теперь под запрет, как подчеркнул полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, попадут даже кефир и кумыс. «Это спиртосодержащие продукты питания. Перед тем как садиться за руль, это надо учитывать и вести себя осторожно», - предупредил он.
В то же время сторонники законопроекта уверены, что эта норма заставит водителей полностью отказаться от любого алкоголя, перед тем как сесть за руль.
Особенных противников принятия документа в зале не нашлось. Депутаты без особого энтузиазма задали стандартные вопросы про квас, кефир и лекарства.
На это водителям предложили запастись своими алкотестерами и тестировать себя перед каждой поездкой, а тем, чей организм вырабатывает алкоголь, посоветовали обзавестись медсправкой.
Кульминацией обсуждения в этой части стала фраза Москальца, который заявил, что в качестве меры предосторожности можно с утра выпить кефир, а вечером сесть за руль. «Но если вам и этого мало — не пейте кефир», — решительно произнес с трибуны парламентарий.
На теме попытались отыграться коммунисты, которые решили указать партии большинства на ее непостоянство. Так, Сергей Решульский попросил у Москальца вспомнить, кто был автором законопроекта о введении допустимого уровня промилле и когда принимался этот закон.
Когда Москалец не ответил, депутат торжественно зачитал список авторов, среди которых оказалась и фамилия Москальца, при этом Решульский не забыл подчеркнуть, что тогда законопроект был принят исключительно усилиями единороссов. Москалец в ответ на этот пассаж заявил лишь, что надо уметь признавать свои ошибки.
В результате за принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 449 депутатов.
За управление транспортным средством в состоянии опьянения водителю грозит лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Если же пьяный водитель управляет машиной, будучи уже лишенным прав, то это влечет административный арест на срок до пятнадцати суток.
Определять степень опьянения наркологи и гаишники будут по старой методике, по клиническим признакам: запах алкоголя изо рта, неустойчивая поза, несвязная речь, сильное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение.
Правозащитники, в свою очередь, уже предлагают президенту доработать закон. Так, далеко не всегда даже трезвый водитель после недавнего запоя может адекватно управлять автомобилем
«Надо выявлять не биологическую картину и выяснять, сколько промилле в крови, а клиническую — его состояние и способность дотрагиваться до носа, координировать движения, не падать, идя по бровке», — рассуждает эксперт.
Тестировать водителя можно с помощью специальных приборов, которые уже есть в Европе. «Прибор проверяет, сужены ли зрачки, не нарушены ли реакция и координация движения, видят ли глаза», — заключил Виктор Травин.
Автор: Елена КНЯЗЕВА