Новый Seat в числе прочих выпускается и в пригороде Барселоны Мартореле. В конце февраля местному заводу пошел третий десяток. Для большого производства это не такой уж и большой срок, однако, для испанского автомобилестроения дата солидная. До того, как 20 лет назад в Мартореле был построен завод-юбиляр, производство располагалось в барселонской Зоне Франка. Именно там, в 1953 году с конвейера впервые сошел Seat 1400.
Немного истории
22 февраля 1993 года, в тот день, когда Совет безопасности Организации объединенных наций решил создать трибунал, подобный Нюнгберскому, и за пару дней до официальной отставки премьер-министра Канады и первых выборов в Национальную ассамблею на Кубе, в испанском местечке Марторель был открыт современный производственный комплекс. Красную ленточку лично перерезал король Хуан Карлос Первый и глава (ныне руководитель совета директоров) концерна Фольксваген Фердинанд Пиха.
История гласит, что завод возвели менее чем за три года, вложив в него полтора миллиарда евро. Впрочем, затраты полностью окупились. За двадцать лет своего существования с марторельского конвейера сошло более восьми миллионов автомобилей, в числе которых и Seat Ibiza и Seat Cordoba второго поколения.
Меньше чем за год своей работы завод стал работать в полную мощность. К декабрю 1993 года ежедневно в Мартореле производилось полторы тысячи автомобилей. За два десятилетия конвейеры повидали 32 разных модели, в числе которых и Фольксваген Сеат Toledo, Сеат Ароса, Seat Inca. Сейчас завод специализируется на выпуске трех версий Сеат Ибица, новой модели Сеат Леон, всей линейке SEAT Altea и других.
Как поведал исполнительный вице-президент по производству Сеат Андреас Тостман, за свои двадцать лет завод неоднократно менялся. На приобретение инновационного оборудования, ремонт цехов, перепрофилирование конвейеров постоянно выделялись деньги. Из-за внедрения новых технологий качество продукции значительно улучшилось.
«Ваше политическое кредо? – Всегда!»
Ну не политическое, конечно, а производственное. Но отрицать, что марторельский автомобиль всегда идеально собран, невозможно. На данный момент многоцелевой комплекс раскинулся на площади равной четыремстам футбольным полям. Логический цикл производства совершенен. Изначально при проектировании завода был заложен принцип немецкой пунктуальности и педантичности. На территории есть две железные дороги внутреннего назначения. По одной из них перевозят готовые автомобили, по второй – их составляющие. Если бы не железнодорожные пути, выбросы от завода в атмосферу были бы на 2600 тонн больше, что сопоставимо с выбросами от 57 000 круглосуточно в течение года работающих грузовых машин.
Любопытен тот факт, что на данном заводе при 11,5 тысячах постоянных рабочих мест и 46 тысячах косвенных, работают еще более 2,5 тысяч роботов. Каждая машина от первого винтика до финальной полировки проходит расстояние в двенадцать километров.