Об аспектах таможенного регулирования в сфере выставочно-ярмарочной деятельности и путях их решения рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Владимир СТРАШКО.
Включение в повестку дня Общественно-консультативного совета по таможенной политике сразу двух вопросов, касающихся таможенного оформления выставочных товаров, свидетельствует о понимании деловым сообществом и таможенными органами важности этих проблем. Таможенный кодекс РФ в редакции 2004 года задуман как законодательный акт прямого действия. При этом нормативная правовая база в сфере таможенного права значительно перегружена.
На стадии реформирования
Таможенное право, затрагивающие законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, должно учитывать специфику выставочной деятельности как инструмента внешнеэкономических отношений. Поэтому необходимо внести изменения в некоторые статьи Таможенного кодекса РФ, иные законодательные и подзаконные акты. Это позволит упростить процедуры таможенного оформления и таможенного контроля и, как результат, создаст более благоприятные условия для участия российских и иностранных компаний на отечественном и зарубежном выставочном рынке.
Сегодня таможенные органы находятся в стадии реформирования. Меняется не только инфраструктура таможенных органов, иными становятся подходы к вопросам таможенного оформления и таможенного контроля. Руководство ФТС России ориентирует подчиненные органы на создание упрощенных технологий, позволяющих в короткие сроки осуществлять таможенное оформление товаров и транспорт ных средств, естественно, не в ущерб государственным интересам.
ТПП РФ считает необходимым обратить внимание на следующие аспекты таможенного регулирования в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.
В России проводится большое количество так называемых "продуктовых", "станочных" выставок, и выставок одежды. На эти мероприятия ввозится алкогольная продукция, мо торные масла, смазочные эмульсии. Также в числе выставочных грузов может временно ввозиться бижутерия (не содержащая драгоценных металлов и камней), используемая на тематических вы ставках для демонстрации одежды, ввозятся для раздачи посетителям выставок заколки для галстуков, запонки, брошки с логотипом фирм-экспонентов. Вроде бы мелочи, пустяки, однако в соответствии с положения ми приказов ФТС России от 25.05.2009 г. 931 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров", от 19.04.2007 г. 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней", упомянутые выше товары могут быть оформлены только в акциз ной таможне.
Учитывая, что эти товары ввозятся в единичных количествах, исключительно в выставочных целях, и не предназначены для коммерческого использования, а проведение таможенных операций в иных таможенных органах вызывает дополнительные временные, организационные и прочие затраты, считаем целесообразным рассмотреть вопрос таможенного оформления вышеназванных товаров в таможенных органах, например, уполномоченных оформлять выставочные грузы, таких, как Выставочный пост Московской таможни. Следовало бы предоставить таким таможенным органам дополни тельную компетенцию.
Кто на хорошем счету?
Понимая, что выставочные товары, помещаемые под таможенный ре жим "выпуск для внутреннего потребления", а проще говоря, для расходования во время выставки, - экспонаты (образцы продукции), сувениры, рекламные материалы и т.п., не являют ся коммерческими поставками по до говорам купли-продажи, ввозятся в единичных количествах, стоимость таких товаров определяется по шестому резервному методу определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 24 "Закона о таможенном тарифе". Считаем целесообразным рассмотреть вопрос об исключении из области действия так называемых "стоимостных" профилей рисков товаров следующих категорий: выставочные то вары (код "21" в соответствии с Приложением 2 к приказу ФТС России от 21.08.2007г. 1003). Может быть, следует рассмотреть целесообразность применения СУР (системы управления рисками) к выставочным образцам в целом.
В России не так много крупных выставочных комплексов. Среди них ЦКВ ЗАО "Экспоцентр", ВВЦ, "Крокус Экспо", "Ленэкспо". На этих площадках проводится до 70 процентов всех вы ставок в стране.
В процессе организации и проведения выставочного мероприятия, помимо непосредственно организатора и участников выставки, в нем задействовано большое количество организаций, в том числе и таможня. Площадки - выставочные комплексы, на которых про водятся выставки, одновременно являясь режимными территориями, в то же время становятся объектами для посещения широкой публики.
На территории, являющейся зоной таможенного контроля, осуществляют ся следующие виды деятельности:
- строительство стендов, электромонтажные и сантехнические работы;
-проведение в павильонах ремонтно-строительных работ по поддержанию -этих зданий и сооружений в рабочем состоянии;
- работа кафе, ресторанов, столовых и т.п.;
- продажа сувенирной и печатной продукции через киоски и торговые лотки;
- транспортное обслуживание посетителей - автобусы, такси.
С одной стороны - это общепринятая, в том числе и международная практика. С другой стороны, эта практика не совсем корреспондируется с п.4 ст.362 Таможенного кодекса РФ и общепринятым представлением о зонах таможенного контроля.
По нашему мнению, есть необходимость поработать и в этом направлении, внеся дополнения в действующий приказ ГТК России от 23.12.2003г. 1520, учитывая вышеупомянутую специфику.
Одним из важнейших принципов временного ввоза (вывоза) товаров является их надежная идентификация. По нашему мнению, идентификация ввозимых для демонстрации и использования на выставках товаров необходима, но должна быть разумной и достаточной. Есть примеры, когда по требованию таможенного органа для идентификации ввезенного стендового оборудования требовалось около 500 фотографий!
Большие претензии у участников ВЭД и, в частности, у таможенных брокеров, работающих в сфере таможенного оформления выставочных грузов, к документообороту. Дублирование, ксерокопирование документации, письма на уровне таможни и таможенных постов, сотни, тысячи листов копий, десятки штампов и т.д. и т.п.
По нашему мнению, здесь бы серьезным подспорьем стало создание технологических схем взаимодействия между таможенным органом и таможенным брокером. Такие у нас есть, и они на хорошем счету в таможенных органах. Это ЗАО "Эксповестранс" в Москве, ЗАО "Панбалтсервис" в Санкт-Петербурге. Не помешали бы и методические рекомендации ФТС подчинённым таможенным органам.
В ожидании Сочи
Несколько слов о конвенции АТА. В 2005 году ФТС России издала Приказ от 05.06.2005г. "Об организации эксперимента в Шереметьевской, Московской северной, Санкт-Петербургской и Пулковской таможнях". Речь шла об от мене экспортных деклараций при временном вывозе российских товаров с территории РФ по карнетам АТА. Эксперимент тихо умер, никаких материалов не было опубликовано, лица, ответственные в ФТС за исполнение приказа, трудятся в других местах. Хоте лось бы к этой теме вернуться еще раз, но, наверно, не в виде эксперимента, а в виде решения по отмене предоставления экспортных деклараций при вы возе российских товаров по карнетам АТА.
В ходе состоявшейся в ФТС России 10 декабря 2009 года встречи представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с сотрудниками ГУОТК ФТС России (рабочая группа по карнетам АТА) были обсуждены предложения по внесению изменений в Методические рекомендации о применении карнета АТА, утвержденные приказом ФТС России от 25.07.2007 г.
Было отмечено, что не решен вопрос об отмене оформления ГТД при оформлении карнета АТА. По итогам состоявшихся переговоров была продолжена дальнейшая работа по согласованию и выработке текста документа об отмене обязательного оформления грузовой таможенной декларации при вывозе товаров по карнетам АТА с территории Российской Федерации.
Было согласовано внесение изменений, подготовленных представителя ми ТПП России, в типовой договор, заключаемый ТПП РФ с территориальными палатами (п.п. 5-7 Методических рекомендаций). Это связано с тем, что практика выдачи карнетов АТА от имени и по поручению ТПП России крайне осложняет взаиморасчеты между палатами и процедуру денежных отчислений с каждого выданного карнета АТА во Всемирный совет по карнетам АТА, которые ТПП России должна производить в рамках своих обязательств по исполнению международных конвенций АТА.
Была согласована, значительно упрощена и максимально приближена к нуждам держателей карнетов АТА процедура применения режима внутренне го транзита при временном ввозе/вывозе грузов по карнетам АТА между таможней ввоза и контролирующей таможней.
Россия присоединилась к приложениям В.1., В.2., В.З. и В.5. Стамбульской конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года (далее - Конвенция), которые предусматривают применение карнетов АТА при времен ном ввозе/вывозе то варов, предназначенных для использования на выставках, ярмарках, конференциях, то варов, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, а также профессионального оборудования.
Вместе с тем спортивный инвентарь и сопутствующее оборудование ввозится на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с национальным таможенным законодательством путем помещения под таможенный ре жим временного ввоза с оформлением необходимых таможенных документов и уплатой таможенных платежей.
Такая ситуация сложилась вследствие того, что Российская Федерация не присоединилась к приложению В.6. Конвенции, непосредственно регулирующему порядок временного ввоза то варов, предназначенных для использования спортсменами в ходе спортивных мероприятий. В указанном приложении утверждены два дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью и включающие примерный перечень спортивных товаров и оборудования.
В условиях, когда международные спортивные соревнования проходят с возрастающей интенсивностью, все большее значение придается упрощению таможенных процедур, сокращению времени прохождения таможенных формальностей. В преддверии Всемирной Универсиады в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи решение указанных вопросов приобретает особое значение. К примеру, во время Олимпиады и Паралимпиады в Пекине 57 процентов всех грузов было времен но ввезено участниками этих соревнований по карнетам АТА.
ТПП России совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации планирует обратиться в Правительство России для инициации присоединения к приложению В6 Стамбульской конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года.
На состоявшемся 1 декабря 2009 года расширенном совещании по под готовке российского участия во всемирной универсальной выставке Экспо 2010 в Шанхае (1 мая - 31 октября) было принято решение об использовании карнетов АТА для оформления российских грузов, направляемых на эту выставку.
ТПП РФ готово сотрудничать с ФТС Рос сии в любом формате, тем более что к тому нас обязывает и договор о сотрудничестве. Создание нормативно го правового акта, подобного отмененному приказу ГТК РФ от 29.12.2001г. 1276, который аккумулировал бы специфику таможенного оформления и таможенного контроля выставочных товаров, внесение изменений в вышеупомянутые подзаконные акты - нас устроит любое взаимоприемлемое решение. Надеюсь, все предложения, высказанные в данном выступлении, будут рассмотрены и найдут отражение в проекте решения заседания Общественно-консультативного Совета по таможенной политике.
Тимур Ибрагимов