Сейчас можно ввозить на Украину самолеты без уплаты НДС при условии их использования в течение одного года. "Компании, пользуясь этой схемой, вывозят самолет за рубеж до истечения этого срока, а затем снова ввозят, не уплачивая при этом НДС",— говорит один из его авторов — глава совета директоров "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, являющийся депутатом. Благодаря действию таких преференций всего за год в страну ввезено уже 80 самолетов разной вместимости, которые эксплуатируют все отечественные авиакомпании, в том числе и крупные "Аэросвит" и МАУ, отмечает Вячеслав Богуслаев. "Мы полностью поддерживаем эту инициативу и считаем, что государство должно поддерживать собственного производителя или хотя бы создавать одинаковые условия",— говорит вице-президент ГП "Антонов" Александр Кива.
Вячеслав Богуслаев приводит пример, что сейчас самолет АТR-42 стоит $19,5 млн, тогда как схожий с ним Ан-140 — $18,5 млн (обе цены без НДС). "Но если с отечественных самолетов будет взиматься НДС, они станут дороже импортных",— говорит господин Богуслаев. По его мнению, украинские компании проигрывали конкуренцию иностранным еще и из-за отсутствия удобных лизинговых схем на рынке. По его словам, на сегодняшний день создана лизинговая компания "Антонов Инвест", которую государство наполнит средствами после принятия бюджета на следующий год.
Сопредседатель наблюдательного совета авиакомпании "ЮТэйр-Украина" Карен Антонов считает, что отмена льготного ввоза самолетов приведет к замедлению обновления парка украинских авиакомпаний. "Отечественные авиапроизводители сейчас не способны закрыть потребности рынка. Кроме того, далеко не все авиакомпании злоупотребляли льготами. Мы единоразово ввозим самолеты и оформляем на них украинскую регистрацию",— утверждает господин Антонов.
Сейчас на Украине ежегодно производиться 1-2 самолета.