Так, в Большом морском порту Санкт-Петербурга при осмотре контейнера кроме задекларированных лодок с помощью мобильного ИДК обнаружили лодочный прицеп, не указанный в товаросопроводительных документах, а спустя пару месяцев при сканировании контейнера выявили незадекларированный автопогрузчик. На таможенном посту МАПП Убылинка ИДК помог сотрудникам Псковской таможни увидеть в легковом автомобиле тайник, в котором находились сумки с живыми шиншиллами. Инспекторы Себежской таможни при осмотре автомашины зафиксировали скрытый от таможни товар: пепельницы, часы настенные, световые вывески, набор для игры в покер и многое другое на сумму 630 516 рублей общим весом 1012 килограммов. Такого рода примеров можно привести множество.
Отметим, что внедрение новых современных технических средств таможенного контроля, среди них мобильные и стационарные инспекционно-досмотровые комплексы, в таможенных органах Северо-Запада началось с 2006 года. Первоначально ИДК появились в морском порту Санкт-Петербурга, на международных автомобильных пунктах пропуска на финляндском, латвийском и эстонском участках границы. Первый в регионе мобильный ИДК появился на МАПП Торфяновка Выборгской таможни. Сейчас в СЗТУ эксплуатируются 8 мобильных и 4 легковозводимых инспекционно-досмотровых комплекса. Их с успехом применяют Балтийская, Выборгская, Себежская и Псковская таможни. Вскоре произойдет ввод в эксплуатацию первого в России стационарного ИДК. Он построен в Большом порту Санкт-Петербурга. С самого начала эксплуатации ИДК пристальное внимание уделяется повышению эффективности их использования за счет сочетания двух составляющих - интенсивная эксплуатация наряду с выявлением и пресечением правонарушений. При общем уменьшении (на 44 процента по сравнению с предыдущим годом) количества товарных партий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, за девять месяцев 2009 года таможенными органами региона с использованием ИДК осмотрено более 154 тысяч товарных партий, перемещенных через таможенную границу РФ в регионе деятельности СЗТУ. Это почти 32 процента от их общего количества и почти на 70 процентов больше, чем было осмотрено за аналогичный период 2008 года. На основе полученных данных произведено 2202 таможенных досмотра. В 47 процентах случаев по их результатам выявлены признаки нарушения таможенного законодательства, что более чем в 1,5 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.
Исходя из анализа перспектив развития автомобильных и морских пунктов пропуска региона, определен перечень из 26 площадок для эксплуатации мобильных ИДК, в том числе кратковременной, из которых 18 уже готовы к приему комплексов, на 12 они уже работали, по остальным сейчас решаются вопросы по обустройству и оборудованию. Перечень включает площадки для эксплуатации мобильных ИДК практически во всех пунктах пропуска, за исключением северного участка границы с Финляндией и Норвегией. Это объясняется отсутствием здесь значимого грузопотока и плохими дорожными условиями, затрудняющими передислокацию мобильных ИДК. Создана многоступенчатая система контроля за решениями, принимаемыми операторами ИДК. Выборочный повторный анализ информации, полученной с использованием комплексов, проводится как на уровне таможни, так и управления. Создана и постоянно пополняется база данных типичных рентгеноскопических изображений и нарушений, выявленных с помощью рентгеновской техники. Только на региональном уровне ежедневно проводится выборочный анализ до 20 процентов полученных изображений. По результатам анализа оперативно издаются срочные профили риска, полученные данные доводятся до других региональных таможенных управлений. Специалисты уверены, что использование ИДК позволит получать дополнительную, более точную информацию об объеме загрузки транспортного средства, характере перевозимых товаров и применять ее для принятия решений в системе анализа и управления рисками.
Светлана САЯПИНА