Oт ответственной позиции бизнеса, прежде всего от достоверности заявляемых таможенным органам сведений о перемещаемых товарах, от готовности внедрять современные информационные технологии - электронное декларирование и предварительное информирование, от готовности осуществлять строительство, модернизацию и ввод в эксплуатацию объектов таможенно-логистической инфраструктуры, отвечающих самым современным и перспективным требованиям. обоснованны, но таможенники стремятся решить вопросы. Так, во взаимодействии ФТС России и ЮТУ были найдены решения по развитию контейнерных терминалов в Новороссийском порту. На всех трех терминалах созданы таможенные посты с замкнутым циклом оформления: Новороссийский центральный, Новороссийский юго-восточный и Новороссийский западный. Это позволило, кроме улучшения контроля, еще и непосредственно приблизить к таможенным и перемещаемым грузам участников ВЭД.
Вместе с тем и участникам ВЭД следует модернизировать свою работу -увеличивать штат, обучать персонал, повышать его квалификацию. Нередко, принимая решение о досмотре контейнера, таможенники готовы его сразу досмотреть, однако к этому не всегда готов участник ВЭД, потому что у него в структуре зачастую нет четко выстроенного транспортного процесса. Есть и объективная трудность- стивидоры не могут порой создать необходимые условия для проведения таможенного контроля».
Перед конференцией ставилась задача: внести важный вклад в повышение привлекательности Южного федерального округа для участников внешнеторговой деятельности. И неслучайно местом проведения данного форума был выбран Ростов-на-Дону. Это «город пяти морей» с развитой транспортно-логистической инфраструктурой. А ее состояние повсеместно в мире является одним из значимых критериев оценки степени развитости и инвестиционной привлекательности. Ростовская таможня оформляет грузы, доставляемые всеми видами транспорта: речным, морским, железнодорожным, автомобильным, воздушным. ФТС России активно поддержала инициативу ЮТУ о проведении международной конференции. Представительную делегацию возглавил первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы В.М. Малинин.
В своем выступлении Владимир Малинин отметил: «От представителей бизнеса поступает много замечаний в том, что таможенные процедуры еще слишком громоздки и длительны. Нередко упреки
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Жуков. Он отметил: «Южный федеральный округ обладает уникальным транспортным потенциалом, являясь частью как внутригосударственной, так и международной транспортной системы. Благодаря своему экономическому потенциалу регион представляет немалый интерес для иностранных партнеров - более 130 стран мира являются контрагентами участников ВЭД, оформляющих товары в регионе деятельности ЮТУ. В Южном федеральном округе открыты представительства МИД России, шесть генеральных консульств (Украины, Республики Армения, Румынии, Турции, Греции, Ирана), консульство Казахстана, отделение посольства Белоруссии, консульское агентство Монголии, работают почетные консулы Словакии, Франции, Великобритании, Италии и Киргизии, торговые представительства Украины, Турции и Италии. В развитии внешнеторговой транспортной логистики как инструмента оптимизации материальных потоков, повышения их скорости и улучшения внешнеэкономических результатов важная роль принадлежит таможенным органам».
В Транспортной стратегии России до 2030 года и Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» созданию современной и эффективной транспортной инфраструктуры в южном регионе уделено значительное место. Предполагается строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог в направлении промышленных центров и портовых комплексов Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов. Для повышения качества экспорта транспортных услуг в Ростове-на-Дону будет создан один из наиболее крупных логистических комплексов. Кроме этого, аэропорт южной столицы войдет в создаваемую в стране сеть узловых распределительных центров - аэропортов-хабов. Предусмотрено комплексное развитие евразийского транспортного коридора «Север - Юг», что создаст новые возможности для транспортировки пассажиров и грузов по маршруту «Побережье Балтийского моря - Персидский Залив». Дополнительный импульс получит реализация проекта в связи с недавним внесением Правительством РФ на ратификацию в Госдуму Меморандума о строительстве вокруг Черного моря международной автомагистрали. «Черноморское кольцо» станет транспортным коридором между севером, западом, востоком и юго-востоком Европы. Таким образом, экономические и политические интересы современной России выводят южный регион в разряд наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций и укрепления внешнеэкономических связей с соседями и дальним зарубежьем.
Начальник Южного таможенного управления Александр Гетман подчеркнул: «Деятельность таможенных органов не должна стать сдерживающим фактором увеличения товарооборота, тормозом на пути товарных потоков. В этой связи принимаются меры для пересмотра существующего размещения таможенной инфраструктуры, разработки и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, в том числе с учетом новейших мировых технологий в области логистики, повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.
Вся эта работа проводится в тесной взаимосвязи с перспективами развития транспортной логистики региона, новых направлений грузовых и пассажирских перевозок, с планами субъектов РФ по интенсификации внешнеэкономических связей и реализации инвестиционных проектов. Структура таможенных органов и таможенная очистка грузов должны органично «встраиваться» в оптимальную транспортную инфраструктуру.
Повышение качества таможенного сервиса способствует сокращению издержек, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. От системы управления таможенным пропуском в полной мере зависит развитие современной логистики, особенно в пунктах пропуска.
В регионе деятельности Южного таможенного управления идет планомерная и целенаправленная работа по модернизации автопереходов на сухопутной границе. На смену пунктам пропуска, обустроенным по временной схеме, вводятся современные комплексы, оснащенные всем современным техническим оборудованием, необходимым для полноценного государственного контроля и цивилизованного предоставления услуг при перемещении товаров через границу. В последнее время к шести ранее введенным в строй современным автопереходам добавились МАПП Верхний Ларе Северо-Осетинской и Тагиркент-Казмаляр Дагестанской таможен; готовится ввод в эксплуатацию МАПП Донецк Миллеровской и Матвеев Курган Таганрогской таможен. Продолжается строительство автопереходов Караузек Астраханской и Волошине Миллеровской таможен, ведется проектирование автомобильного пункта пропуска Куйбышево Таганрогской таможни.
Несмотря на кризис, за прошедший год - с июля 2008 по июль 2009 - в регионе стоимость основных фондов по введенным в эксплуатацию объектам таможенной инфраструктуры составила более 3 миллиардов рублей. Еще никогда в ЮТУ не выходили на такой уровень».
С самого начала подготовки конференции холдинг РОСТЭК принял самое активное участие в подготовительной работе. В состав Оргкомитета конференции на правах заместителей председателя вошли Н.В. Евсенкин (генеральный директор ЗАО «РОСТЭК-Таможинформ») и С.А. Нестеров (заместитель Дирекции ФГУП «РОСТЭК» по ЮФО).
Руководство ФГУП «РОСТЭК» в постоянном режиме отслеживало ход подготовки конференции, вносило необходимые коррективы в процесс организационной работы. С учетом значимости мероприятия в рамках долгосрочной стратегии холдинга по ЮФО, наличия конструктивного и рабочего взаимодействия с руководством ЮТУ и таможнями зоны его ответственности холдинг направил для участия в работе конференции представительную делегацию во главе с генеральным директором А.Г. Повстяным. Руководитель РОСТЭКа принял участие в работе третьей сессии конференции «Юг России: перспективы развития логистической инфраструктуры» и выступил с докладом на тему. «Таможенно-логистические проекты холдинга «РОСТЭК» в ЮФО». Он изложил принципиальные подходы и позиции государственного предприятия, каковым является ФГУП «РОСТЭК», по долгосрочной реализации Концепции переноса мест таможенного оформления и контроля ближе к госгранице России. Были продемонстрированы выверенные просчеты и проанализированы текущие показатели деятельности существующих и перспективных многосторонних пунктов пропуска, вблизи которых целесообразно создание полноценных многофункциональных таможенно-логистических терминалов.
Александр Григорьевич рассказал о строительстве ТЛТ в Миллерово, Новочеркасске и Самбеке, строительстве СВХ в Новороссийске и Краснодаре, о совершенствовании таможенных технологий и подготовке кадров. Особое внимание он уделил созданию достойных бытовых условий как в зоне деятельности пунктах пропуска, так и на ТЛТ.
Одновременно с модернизацией инфраструктуры совершенствуются и таможенные технологии. Так, поэтапное сокращение количества государственных контролирующих органов на границе позволит реализовать на пункте пропуска принцип «одна остановка - одно окно» и увеличить пропускную способность автомобильных переходов. В подобный эксперимент первым в ЮТУ включился МАПП Новошахтинск Ростовской таможни.