ОКНО В ЕВРОПУ ДЕЛАЕТСЯ ШИРЕ...

Завершена модернизация таможенной системы транзита в России.

Об этом было объявлено в представительстве Европейской комиссии в России, где состоялась заключительная конференция финансируемого ЕС масштабного проекта. Его основная цель - содействовать ФТС России в создании российской автоматизированной национальной транзитной системы, обеспечивающей эффективный таможенный контроль и облегчающей экономическую деятельность, проводимую в соответствии с международным правом, опираясь на практику и существующее нормативное регулирование государств-членов Европейского Союза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Конечной целью проекта было оказание содействия интеграции России в мировое экономическое пространство и более тесному экономическому взаимодействию между сторонами в рамках создаваемого общего экономического пространства ЕС - Россия.

Технологическое решение (Е1Ж1ГПР -Е11горе/Р11551а ТгапзИ: Медгайоп Р1агтогтп) и его сопроводительная техническая и функциональная документация позволяют организовать информационный обмен между автоматизированными транзитными системами ФТС России и таможенных администраций государств-членов ЕС/ЕАСТ. Был также проведен правовой анализ и выработаны рекомендации, направленные на приведение российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции об общем транзите 1987 года. Одновременно подготовлен обзор лучшей практики государств-членов ЕС по развертыванию системы взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и описание бизнес-моделей процедуры транзита.

В работе заключительной конференции приняли участие глава отдела проектов экономического сотрудничества представительства Европейской комиссии в России Ханс ван Влит, а также руководитель экспертной группы проекта Фред Сала. Со стороны Федеральной таможенной службы пояснения давали помощник руководителя ФТС России Владимир Мещеряков и начальник Главного управления информационных технологий Алексей Шашаев.

- Проект, который только что завершился, является хорошим примером того, какие результаты могут быть достигнуты в результате сотрудничества между ЕС и Россией в таможенной сфере, - рассказал Ханс ван Влит. - Европейский Союз и Российская Федерация свыше десяти лет совместно работают в таможенной сфере. Например, за этот период Европейским Союзом на сооружение пунктов пограничного контроля на территории России было потрачено более сорока пяти миллионов евро.
Нужно отметить, что с 2000 года проекты в таможенной сфере, охватывающие такие вопросы, как административная реформа, гармонизация и упрощение таможенных процедур и вопросы интеллектуальной собственности, осуществлялись совместно с Федеральной таможенной службой при участии таможенных служб стран-членов ЕС.

Сотрудничество в таможенной сфере между ЕС и Россией в последние годы активизировалось; в частности, стороны пришли к соглашению о реализации амбициозной стратегии, нацеленной на решение проблем заторов на границах России и стран Европейского Союза.
Договоренность об этом была достигнута два года назад в ситуации, когда на наших общих границах, особенно в Финляндии, Эстонии и Латвии, выстраивались длинные очереди грузовиков. Они растягивались на десятки километров, и для пересечения границы нужно было иногда ждать пять-шесть дней.
Эта ситуация регулярно обсуждалась на высшем уровне в ходе саммитов ЕС - Россия, на которых обе стороны соглашались, что требуются срочные действия. Дискуссия шла и на уровне экспертов с целью определения возможных путей решения этой проблемы.

Из-за нынешнего экономического кризиса и, как следствие, снижения объемов нашей двусторонней торговли очередей на границах больше нет. Но причины, по которым они возникали еще совсем недавно, все еще существуют, и существует риск повторения ситуации, как только объемы торговли примутся вновь расти. Поэтому необходимо уже сейчас предпринимать решительные согласованные меры, поэтому стратегия, которую мы согласовали в апреле 2007 года, чрезвычайно актуальна.

Рабочая группа, в состав которой входят представители Европейской комиссии, ФТС России и 13 стран-членов ЕС, осуществляла мониторинг деятельности в этих приоритетных областях. Рабочая группа встречалась уже шесть раз; ее следующая встреча намечена в ближайшее время в Брюсселе.
Пилотный проект по предварительному обмену информацией запущен с 1 января 2009 года. Ежедневно информация о партиях товаров, перевозящихся из ЕС в Россию, заранее направляется десятью из 13 участвующих в системе стран-членов ЕС (Австрия, Бельгия, Чехия, Венгрия, Италия, Финляндия, Латвия, Литва, Словакия, Швеция). Еще три государства ЕС (Германия, Эстония и Польша) присоединяются к системе 1 июля. Нидерланды и Румыния выразили интерес в применении системы, но пока не приняли окончательного решения об участии в ее работе.

В идеале работа должна быть организована так, чтобы российский таможенник получал бы из электронной базы данных сведения о грузе, сверял их и дополнял недостающие сведения для оформления внутреннего таможенного транзита. Для законопослушных участников ВЭД процедура оформления значительно ускоряется. А у недобросовестных дельцов будет меньше возможностей провезти товар, занизив его вес или подменив документы.
Представители ФТС России сообщили о завершении не менее масштабного проекта, который позволит российской таможенной системе совместиться с системой ЕС и ЕАСТ. Программисты создали прототип интеграционной плат формы для европейской и российской таможенных систем. Это что-то вроде своеобразного шлюза, который соединит базы таможенников. Если товар, например, отправляется из Европы в Россию, данные заносятся в европейскую систему. Но благодаря совместимости вся информация свободно счи-тывается и нашими таможенниками. И наоборот. Причем торговый оператор сможет оформлять таможенную декларацию, не выходя из офиса. А таможенники, обладая информацией, могут ее заранее анализировать и проводить проверки избирательно.
Правда, реально заработать такая платформа сможет только после того, как наша страна станет членом Конвенции об общем транзите. ФТС России, как сказал Владимир Иванович Мещеряков, уже направила на согласование в ведомства проект поправок в Таможенный кодекс, где устраняются противоречия между нашим и европейским законодательствами. Разногласий, кстати, не так уж много. В ближайшее время в Брюсселе будет рассматриваться вопрос о присвоении нашей стране статуса неофициального наблюдателя в конвенции. А для того, чтобы запустить процедуру вступления в качестве члена этой организации, надо принимать политическое решение и обращаться с соответствующей просьбой. Игра стоит свеч, ведь все действительно хотят, чтобы наша страна действительно стала привлекательной для транзита.

Есть мнение, что мимо конвенции не пройдут и наши партнеры по таможенному союзу - Белоруссия и Казахстан. Алексей Шашаев напомнил о важности технического содружества европейских и российских программистов, ими подготовлена база создания общей информационной платформы для таможенных систем ЕврАзЭс, которую оптимально можно будет агрегатировать с европейской системой.
Андрей ПЕТРОВ